Пожар из-за грызунов или некачественно выполненных работ на СТО?

9 марта 2025
794
Добрый день, уважаемые читатели.
Вашему вниманию ниже будет описано событие возникшего пожара (возгорания) автомобиля Kia Optima. Данное событие произошло, когда автомобиль находился в движении и под управлением водителя.
В дальнейшем владельцем автомобиля было предъявлено требование к продавцу товара и обсуживающей организации, где выполнялось плановое обслуживание и ремонт.
Требование, предъявленное владельцем в адрес продавца и обсуживающей организации, было оставлено без удовлетворения.
В последующем владельцем был подан иск в суд к данным организациям о защите прав потребителя.
В ходе судебного спора было назначено 2 (две) судебные пожарно-технические экспертизы.
Ниже в соответствующей последовательности в краткой форме будут описаны обе судебные экспертизы.
В ходе проведения первой пожарно-технической экспертизы было установлено следующее:
- пожар произошел при следующих обстоятельствах: по мере движения ему машины моргали дальним светом, в связи с чем он решил остановиться с целью установления причины, при попытке остановиться тормоза не сработали, на приборной панели загорелись все индикаторы, сумев остановиться и выйдя из машины он увидел, что из подкапотного пространства идет открытое горение, после чего он вызвал пожарную охрану и приступил к самостоятельному тушению. В результате возгорания автомобиль уничтожен полностью;
- на автомобиле при передаче его владельцу не было установлено никакого дополнительного оборудования;
- в определенный период времени автомобиль находился на ремонте в техническом центре. Причина постановки автомобиля на ремонт - посторонний шум при работе ДВС. Обнаружен износ стенок и поршней цилиндров, уровень масла в норме, радиатор охлаждения ДВС в норме не забиты, CVN оригинальный. В процессе ремонта по двигателю была произведена замена поршней, прокладок, подшипников скольжения, болтов. Блок цилиндров был подвергнут механической обработке и шлифовке по плоскости, отшлифована по плоскости головка блока цилиндров. По окончанию ремонта залиты моторное масло и антифриз. Ремонтные работы были произведены в рамках гарантийных обязательств завода изготовителя;
- автомобиль прибыл на СТО с жалобой - периодически после запуска ДВС работает на пониженных (300-400) оборотах, после выравнивается, при нажатии на педаль глохнет. Внутренняя неисправность ТНВД. В этот же день в рамках гарантийных обязательств завода изготовителя была проведена замена топливного насоса высокого давления с трубкой топливной системы и ее прокладкой;
- через 2 месяца и 12 дней после последних ремонтных работ, связанных с заменой топливного насоса высокого давления, в автомобиле на ходу возник и начал развиваться пожар;
- после возгорания автомобиля было выполнено пожарно-техническое исследование, в котором дознаватель выразил свое мнение о причине пожара, указав, что ею (причиной) послужило загорание горючих материалов автомобиля в результате воздействия на них теплового проявления неустановленного аварийного режима работы электрической сети или электрооборудования;
- Предварительное ориентирование показало, что двигатель в результате разрушения левой опоры заметно сместился вниз. Медные контактные планки блока реле и предохранителей на брызговике левого переднего крыла сместились в сторону задней части моторного отсека с ориентировочной направленностью к выпускному коллектору двигателя. Пластины аккумуляторной батареи также частично сместились с направленностью назад к выпускному коллектору. За левой опустившейся частью двигателя у места дислокации вакуумного усилителя тормозов располагается практически выжженный участок, на котором до пожара располагались главный тормозной цилиндр с расширительным бачком тормозной жидкости, короб воздушного фильтра. От данного участка отчетливо видны следы разрушительного движения огня и высокой температуры влево, вперед и далее вправо по моторному отсеку.
Выводы первой судебной пожарно-технической экспертизы были следующие:
- очаг возгорания автомобиля Kia Optima находился в задней части моторного отсека и им являлся стальной теплозащитный кожух колбы каталитического нейтрализатора системы удаления отработавших газов двигателя. Направленность распространения пожара на его начальном этапе: от кожуха по щиту моторного отсека влево и вперед по деталям, располагающимся у брызговика левого переднего крыла. Выжженное, розоватого цвета пятно на поверхности кожуха характерно для следа пребывания, растекания и выгорания тормозной жидкости;
- технической причиной возникновения пожара в автомобиле являлась разгерметизация резиновых трубок на двух тормозных трубопроводах, следующих от главного тормозного цилиндра к модулю ABS, с последующим выбросом тормозной жидкости на поверхность стального теплозащитного кожуха колбы каталитического нейтрализатора, разогретого до рабочих температур. При попадании тормозной жидкости на поверхность теплозащитного кожуха произошло ее термическое разложение с образованием паровоздушной смеси и последующим ее воспламенением;
- в объеме собранной информации экспертами рассматривается несколько причин возгорания автомобиля:
- в процессе эксплуатации из-за старения и деградации резиновых шлангов появилась утечка в гидроприводе рабочей тормозной системе. Водитель игнорировал правила Руководства по эксплуатации и требования ПДД РФ, что привело к развитию дефекта, утечки тормозной жидкости на ходу и возгоранию автомобиля. Причиной возгорания является нарушение требований Руководства по эксплуатации и ПДД РФ;
- резиновым шлангам был нанесен вред грызунами в процессе хранения автомобиля, при этом требования Руководства и ПДД РФ выполнялись водителем, произошел одномоментный разрыв шланга, что привело к утечке и возгоранию автомобиля. Причина возгорания является результатом эксплуатационных повреждений;
- при выполнении работ по замене тормозных колодок была использована агрессивная тормозная жидкость, что привело к разрушению шлангов, их разгерметизации на ходу, утечке тормозной жидкости и возгоранию автомобиля. Причиной возгорания является ненадлежащее обслуживание.
В ходе проведения повторной пожарно-технической экспертизы было установлено следующее:
- при органолептическом осмотре исследуемого автомобиля установлено, что следы механических повреждений, характерные для ДТП, в виде вмятин, с наружной стороны кузова исследуемого автомобиля отсутствуют;
- кузов в сборе – полностью обгорел. На всех кузовных элементах прослеживаются следы повреждений термического характера, с образованием окалины и визуально различимых признаков нарушения геометрии формы, что обусловлено длительным воздействие повышенных температур. Лакокрасочное покрытие на большей части поверхности наружных элементов кузова обгорело, присутствуют наслоения сажи и продуктов карбонизации ЛКП. В местах повреждения ЛКП прослеживаются признаки развития коррозионных процессов.;
- наружные навесные элементы кузова (облицовка переднего и заднего бампера; решетка радиатора; облицовки порогов; боковые зеркала заднего вида и т.д.) – на момент осмотра отсутствовали на штатных местах. Навесные элементы кузова, выполнены преимущественно из полимерных материалов (пластика), располагаются непосредственно в зоне основных термических повреждений ТС. С технической точки зрения, данные навесные элементы кузова автомобиля были полностью разрушены (обгорели, оплавлены) и утрачены в процессе пожара;
- внешние световые приборы (передние блок-фары, задние фонари, указатели поворота и т.д.) - на момент осмотра отсутствовали на штатных местах. Конструктивные элементы внешних световых приборов выполнены преимущественно из полимерных материалов (пластика), располагаются непосредственно в зоне основных термических повреждений ТС. С технической точки зрения, внешние световые приборы автомобиля были полностью разрушены (обгорели, оплавлены) и утрачены в процессе пожара;
- наружное остекление (ветровое стекло, заднее стекло, опускные стекла боковых дверей, стекла задних боковин, элементы панорамной крыши) - на момент осмотра отсутствовали на штатных местах. В непосредственно близости от мест расположения элементов остекления кузова автомобиля (области проемов) присутствуют оплавленные фрагменты стекол, что свидетельствует о воздействие температур, превышающих температуру плавления стекол. С технической точки зрения, элементы остекления кузова автомобиля были разрушены (обгорели, оплавлены) и частично утрачены в процессе пожара;
- конструктивные элементы салона автомобиля (сиденья, передняя панель в сборе с комбинацией приборов и органами управления климатической и мультимедийной системами, элементы обивки дверей и салона в целом, ремни безопасности, модули надувных подушек безопасности и т.д.) – обгорели, оплавлены, разрушены полностью;
- двигатель в сборе с навесными конструктивными элементами (генератор, компрессор кондиционера, стартер, приводные ремни с роликами, термостат, впускной и выпускной коллекторы, элементы системы питания, дроссельный узел и т.д.) - двигатель полностью обгорел, был подвержен длительному воздействию повышенных температур и очагов открытого пламени. Все элементы двигателя и его систем, выполненные из полимерных материалов (пластик, резина и т.д.), такие как детали корпуса воздушного фильтра, воздуховоды системы впуска, элементы корпуса дроссельного узла, впускной ресивер, патрубок системы впуска, расширительный бачок системы охлаждения двигателя, катушки зажигания, элементы системы питания, патрубки системы охлаждения, уплотнительные прокладки, сальниковые уплотнения и т.д., практически полностью выгорели. По результатам частичной разборки установлено, что на поверхности деталей ГБЦ, омываемых моторным маслом, присутствуют продукты термического разложения масла (нагар, шламы и т.д.), образованные вследствие длительного термического воздействия в процессе пожара. Блок цилиндров, головка блок цилиндров оплавлены, визуально различимы признаки нарушения геометрии формы привалочных поверхностей;
- блок радиаторов в сборе с кожухом и электровентиляторами охлаждения – разрушены в результате длительного воздействия повышенных температур, превышающих температуру плавления материалов, обгорели. АКПП – обгорела;
- элементы привода передних колес – обгорели. Пыльники шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), обгорели и разрушены;
- электрооборудование автомобиля, в том числе проводка – разрушены, обгорели и оплавлены в результате длительного термического воздействия;
- элементы ходовой части автомобиля и рулевого управления (диски и шины колес, детали подвески (шарниры, рычаги и тяги, пружины, амортизаторы), рулевой механизм в сборе с рулевыми тягами) – присутствуют повреждения, а также признаки потери эксплуатационных свойств в результате длительного воздействия повышенных температур, не характерных штатных условиям и режимам эксплуатации;
- тормозная система автомобиля – обгорели конструктивные элементы. Присутствуют повреждения, образованные в результате длительного воздействия повышенных температур, не характерных штатных условиям и режимам эксплуатации. Шланги и трубки гидравлических магистралей разрушены (обгорели, оплавлены и т.д.).
Выводы повторной судебной пожарно-технической экспертизы были следующие:
- очаг пожара расположен в моторном отсеке с правой стороны относительно хода движения и ограничен моторным щитом, передней правой стороной двигателя внутреннего сгорания и элементами системы выпуска;
- согласно результатам проведенного комплекса исследований, непосредственной технической причиной возникновения пожара в подкапотном пространстве автомобиля KIA OPTIMA, стало нарушение герметичности переднего сальникового уплотнения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Наибольшие термические повреждения сконцентрированы со стороны штатного расположения переднего сальника коленчатого вала. Отсутствие его замены при комплексе ремонтно-восстановительных работ привело к неконтролируемому снижению уровню моторного масла в процессе движение не до критической отметки для деталей ДВС, но в достаточном объеме для возникновения пожара при контакте моторного масла с высоко нагретыми частями системы выпуска отработавших газов, что и привело к возгоранию. Согласно имеющихся заказ – нарядов данный сальник не менялся в процессе ремонта ДВС, хотя он относится к деталям разового монтажа.
- замена сальника является обязательной процедурой в процессе ремонта ДВС. Следовательно, отсутствие его замены необходимо отнести к процедуре ненадлежащего ремонта автомобиля;
Таким образом было проведено две судебные пожарно-технические экспертизы, результаты которых прямо противоположны. В конечном итоге результаты повторной судебной пожарно-технической экспертизы были приняты судом как надлежащее доказательство.
7
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем