Отчетец друга о поездке в Крым-2. (такжедохерабукв)

31 июля 2013
Источник *ссылка удалена*
АВТОКРЫМ-2
29.07.13, Пн
После того, как написал первую заметку по теме, понял, что осталось много информации, которой также имеет смысл поделиться. Это и практические советы, и просто наблюдения, которые могут быть интересны.
Думал было разбить на две части, но смысла нет: впереди еще фото и видео. Разделю только, пожалуй, на блоки.
Про авто:
- бензин дороже примерно на треть, в среднем порядка 40 рублей за литр 92-го
- при этом, пока едешь от Харькова к Симферополю, замечаешь, как цена увеличивается от примерно 10,30 гривен до почти 11 на наиболее пафосных заправках (вроде "Лукойла", который, тем не менее, местные хвалят, утверждая, что остальные бодяжат топливо нещадно)
- 95-й и 95-й "премиум" можно встретить изредка, примерно на каждой 10-й заправке (однажды попалась, очевидно, элитная наливайка, в которой было только ДТ и два сорта 95-го)
- заправок достаточно, чтобы о них не думать, но встречаются на трассе в Крым и участки километров по 20-30, где ни одной, рекомендую заранее запросить нахождение АЗС в навигаторе, чтобы не попасть в просак
- если нет уверенности в качестве топлива одного продавца, проще заливаться доверху, когда остается полбака, чтобы горючка бодяжилась, даже если в одном месте не повезет, в другом дольете более качественной горючки, минимизировав ущерб
- кредитные карточки на заправках принимают нередко, но не везде, залить при этом до краев можно только за нал, такова особенность местного бизнес-процесса продажи топлива в большинстве мест, хотя бывали и такие, где проблем никаких не было и все делали, как нужно
- мойки также встречаются часто, хотя особенного смысла в них и нет: дорожная пыль вернется, как только выйдете на трассу, а мошек на лобовом скапливается немного даже за неделю, и смыть их несложно каким-нибудь средством для стекла, которое можно заранее заныкать в багажнике; впрочем, на правильных заправках вам все незаметно протрут, пока будете оплачивать, и даже денег не попросят (хотя и будут рады какой-нибудь пятерке гривен, что на наши 20 рублей)
- качество дорог в Крыму достаточно хорошее, чтобы ехать на скорости порядка 100 км/ч там, где нет вереницы поворотов (для сравнения — если такая же дорога встречается в Московской области, московские водители считают ее хорошей)
- не трассе Харьков-Симферополь есть участки, где можно ехать даже ночью со скоростью за сто: широченный разделитель, иногда даже с ограждающими от света встречных фар заслонками, фонари, светоотражающая разметка, не дорога, а мечта
- с дорожной разметкой в Крыму все не так радужно: в лучшем случае тут будут нарисованы полосы и иногда стоять знаки направления поворота, ночью ехать не так комфортно, тем более что вне крупных городов фонарей нет почти нигде
Про сервис:
- о крымском сервисе слагают легенды, хотя некоторые подвижки все же есть: уж во многих заведениях общепита принимают карточки, есть беспроводной интернет, и с приличной скоростью; вкусно при этом почти везде, быстро — не всегда, но это из-за ограниченности штата: когда повар один, даже троих клиентов накормить молниеносно он не сможет
- выбирая место для поесть, руководствуйтесь визуальными ощущениями: скорее всего, что снаружи, то и внутри, иногда второе лучше первого, редко наоборот
- здесь не принято всегда оставлять только 10% чаевых, поэтому даже при счете в 300 гривен вполне достаточно и 20 чаевых; не развращайте обслуживание, а то, не набрав нужного уровня сервиса, цены поднимут до знакомого по домашним реалиям уровня
- если место людное, будьте готовы к тому, что здесь почти наверняка будет громкая музыка/живое исполнение/караоке/танцы, но именно людность является почти абсолютной гарантией хорошей кухни, так что главное — не садиться у сцены или колонки
- в среднем кафе наесться при этом можно на сумму порядка 300 рублей с человека — включая пару бокалов пива или полбутылки вина на человека
- в случае затруднений с ориентацией на местности смело обращайтесь к местным жителям: как и все южане, крымчане легко идут на контакт и всегда готовы помочь; спросить дорогу обычно проще и быстрее, чем мучить карту, навигатор и себя
Про язык:
- как и почти вся восточная Украина, Крым по-украински не говорит; правда, строго говоря, это и не совсем русский, здесь встретятся и фрикативное "хгэ", и "шо", и съедание предударных гласных (гврила), и многочисленные украинизмы; но в целом это русский
- несмотря на отсутствие украинского языка в быту (он есть в названиях населенных пунктов, госучреждений, рекламе и кино), крымчане, как и многие украинцы, не любят свою власть, но любят страну; поэтому лучше не спрашивать местных про мэра/депутатов/президента (потому что следующие несколько часов вы будете вынуждены слушать, какие они все подлецы и мошенники), а восхититься, пусть даже неумело, без знания предмета, любой из местных красот, — в ответ вы услышите обстоятельный рассказ, изрядно сдобренный местным фольклором
- и не нужно шутить, читая украинские вывески: обычно не говорящие по-украински люди, пытающиеся читать по-украински, выглядят куда смешнее, чем те, кого они пытаются спародировать
- научиться же читать по-украински грамотно несложно: "и" читается как нечто среднее между "ы" и "э", "і" как "и", "е" как "э", а "є" как "е", ну и еще не встречающаяся в русском "ї" — "йи", поэтому "Київ" — "Кыйив"
- еще как минимум две существенные особенности украинской фонетики: звуки "ч", "дж" и "шч" здесь твердые, не смягчающие следующие звуки; но самое главное — гласные звуки не изменяются, будучи безударными, поэтому "корова" читается именно так, с двумя "о", а не как по-русски, "каровэ" (привожу упрощенную транскрипцию, но если прислушаетесь, как произносите это слово по-русски, услышите именно такой вариант)
- шутить про сало в шоколаде, "пыво" и прочее можно, но выглядеть будете так же нелепо, как экспат, выкрикивающий "матрьошька, балалайка" посреди Красной площади
Про деньги и цены:
- из-за того, что курс рубля к гривне примерно 4:1, цены иногда могут казаться ниже, чем есть: скажем, "200 гривен" звучит гораздо менее внушительно, чем 800 рублей; т. о. я однажды, заказав стейк, не глядя в меню, съел за ужином командировочные за два дня (правда, дело было в Киеве, но что это меняет?)
- меняя валюту в банках, можете потерять с четверть часа на не нужное вам оформление сделки, плюс могут снять копию с паспорта, что совсем уж лишнее, в обычном обменнике все происходит за считанные минуты по схеме "деньги-деньги", нарваться при это на фальшивку не так просто, все же 90-е давно прошли
- на границе или даже заранее, в Москве на Киевском вокзале, например, имеет смысл поменять долларов двести на гривны; так вам удобнее будет расплатиться за бензин, поскольку рубли, вероятнее всего, не возьмут, во всяком случае, если отъедете от границы больше чем на 10 км
- такси внутри города возит по самым умеренным расценкам, расстояние, которое московские извозчики оценили бы в 400 рублей минимум, в Крыму (да и на Украине вообще, даже в Киеве) может стоить и 200, и 150, и даже 100 рублей, при этом никакой "фиксированной платы за вызов" либо нет, либо она весьма скромна, порядка 40 рублей/10 гривен
- гостиницы могут стоить очень по-разному при том, что в дорогой не факт, что будет все лучше, чем в дешевой; в любом случае лучше заранее уточнить о круглосуточном наличии горячей воды, WiFi в номерах, а не только у рецепции, которая даже не факт, что на вашем этаже, также имеет смысл уточнить сразу, принимают ли там к оплате карты, тем более что плата из жилье — чуть ли не самая существенная статья расходов, а возить с собой столько наличности вряд ли кому-то придет в голову; приличное жилье со всеми удобствами, включая пристойный завтрак, можно найти и за 700-800 рублей, за 1000-1200 — уже хорошее, дальше по желанию и необходимости в бассейне, тренажерном зале и прочих спа
И еще несколько выводов из поездки:
- именно поездка на машине — самый правильный способ посетить Крым
- идеальный способ освоения полуострова — приезжать каждый раз в новое место, находить ночлег, отправляться гулять, вечером ужинать с видом на море или на горы и ложиться спать, а наутро повторять все снова; если перемещаться при этом последовательно, без метаний с западного побережья на восточное и обратно, то утренняя релокация будет отнимать полчаса-час, не больше
- поскольку здесь очень много всего, за один раз вы в лучшем случае посетите основные "места силы" (Ялта, Судак, Феодосия, Керчь, Евпатория и т.д.), но точно не сможете посмотреть вообще все
- даже несмотря на то, что я был в Крыму в который уже раз, все равно получилось придумать что-то, чего ранее там я никогда не делал: забраться на Ай-Петри по канатке, прокатиться на катере в Балаклаве, заехать в каньон в Бахчисарае, пробраться через горный перевал по дороге из Судака в Белогорск и др.
- но, если подумать о том, чего я еще не делал и где я еще не был, то понимаешь, что осталось никак не меньше, чем то, что уже было: скажем, конные прогулки по горам (а также мопедные, на квадроциклах, на яхте и непременно параплане), дом-музей Волошина в Коктебеле (видел только снаружи в один из приездов), Ливадийский дворец, пешее восхождение на Медведь-Гору, Золотые ворота, и прочая, и прочая, и прочая
Сколько сюда ни приезжай, все равно будет повод вернуться снова и снова.
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее