Люфт ведущей и задней звёзд на мотоцикле: причины и способы устранения
После очередной поездки заметил, что при разгоне мотоцикл стал вести себя странно: лёгкий металлический щелчок, словно цепь резко “догоняет” звезду.
Поначалу думал на натяжение цепи, но всё оказалось глубже — проявился люфт в звёздочном узле. Чтобы не запустить ситуацию, провёл диагностику и замену некоторых элементов. Делюсь подробностями.
Как проверяется люфт звезды
1. Мотоцикл вывесил на подкат.
2. Сначала взялся за переднюю звезду — ту, что на валу. Держа колесо, попытался сдвинуть её рукой вперёд-назад. Лёгкий ход вдоль оси был, но не больше миллиметра — такой зазор допустим, он заложен конструктивно, чтобы компенсировать несовершенства в соосности маятника и рабочий угол цепи. К тому же, при прогреве металл расширяется, и зазор необходим, чтобы не возникало заклинивания.
3. Потом перешёл к заднему колесу. Звезду удалось немного провернуть руками, даже без вращения самого колеса. Радиальный люфт, замеренный штангенциркулем, показал около 2,5 мм — это уже выше нормы. Признак износа демпферов или проблемы с подшипником. Особенно если при повороте слышны глухие удары. Так и было у меня.
Что требуется для осмотра и ремонта
Для базовой диагностики пригодилось:
• подкат или другая подставка, чтобы вывесить заднее колесо;
• фонарик, штангенциркуль, ключи и торцевые головки;
• перчатки, чтобы не испачкаться в смазке;
• немного терпения и точности при измерении.
Чтобы убедиться в износе, открутил заднюю звезду. Болты были затянуты слабо — видимо, дали слабину. Под звёздочкой демпферные резинки почти не выполняли функцию: сели, стали жёсткими и дали люфт. Резину уже не спасти, от времени она теряет упругость.
Допустимые значения и что считается нормой
– Люфт в передней звезде до 1 мм вдоль оси — это ок. Главное — чтобы он не увеличивался со временем и не сопровождался звоном или металлическими ударами.
– Сзади допуск немного больше — до 2 мм по радиусу. Всё, что выше, указывает на износ. В моём случае показатель явно вышел за предел. Такое положение грозит ускоренным износом цепи, болтов крепления, шлицов и вообще влияет на надёжность всего привода.
Если оставить, как есть — на оборотах в момент рывка будет возникать удар, что приведёт к разрушению мягких элементов, цепи и даже ступицы.
Как проводил работу
1. Поменял демпферные прокладки — они продавались комплектом с новой звездой.
2. Цепь пока не менял, износ оказался в пределах, но проконтролировал и её натяжение.
3. Все болты закрутил с моментом, рекомендованным для конкретной модели.
4. Проверил люфт — ушёл почти полностью, остался допустимый ход, не больше миллиметра. При повторной поездке исчез щелчок, передача мощности стала плавной, без задержки и ударов.
Чем грозит игнорирование люфта
Некоторые мотоциклисты ошибочно принимают этот симптом за проблемы с коробкой или сцеплением. На деле, всё может крыться в обычной задней звезде.
Когда она гуляет по ступице, ударная нагрузка при разгоне начинает разрушать всё, что находится в цепи передачи. Появляется вибрация, шум, металлический звон. А там и до обрыва цепи недалеко.
Если вовремя диагностировать и заменить изношенные детали, можно продлить жизнь трансмиссии и избежать дорогого ремонта. Мне это обошлось в пару часов времени, комплект прокладок и небольшую доработку крепежа. Зато теперь крутящий момент передаётся уверенно, а мотоцикл стал вести себя тише и отзывчивее.