Как работает и настраивается тормозно-пневматическая система КАМАЗ 43118
КАМАЗ 43118 оснащён пневматической тормозной системой с барабанами диаметром 400 мм и шириной колодок 140 мм. Это мощная, многоуровневая конструкция, включающая сразу несколько контуров — всё сделано для того, чтобы обеспечить контроль и надёжность при любых дорожных условиях.
Для нормальной работы этой системы важно не только знание устройства, но и грамотное техническое обслуживание, особенно — регулировка тормозов.
Как устроена пневматическая система
Основные элементы, которые формируют систему:
1. Компрессор и осушитель, подающие и очищающие воздух.
2. Несколько ресиверов: для основных потребителей, отдельных контуров и системы мягкой подвески.
3. Четырёхконтурный защитный клапан, делящий пневмосеть на независимые направления.
4. Главный тормозной кран — он же распределительный механизм, управляющий потоками воздуха по системе.
5. Ускорительные клапаны, повышающие скорость реакции при экстренном торможении.
6. Тормозные камеры (диафрагменные) и энергокамеры для стояночной функции.
7. Аварийный кран растормаживания — позволяет разблокировать тормоза при отказе питания.
При нажатии на педаль тормоза воздух поступает из ресиверов через главный кран и ускорители к тормозным камерам. При снятии давления возврат пружин вызывает обратное движение и растормаживает механизм.
Как распределяются контуры
Первый и второй контуры задействуют заднюю тележку. Третий контур — передний мост. Четвёртый — система стояночного тормоза на базе энергокамер. При выходе из строя пневмолинии, аварийный кран растормаживает систему независимо от давления в системе. Все элементы имеют визуальные метки на заводских схемах, что помогает сориентироваться при ремонте.
Как правильно провести регулировку тормозов
Перед работой убедитесь, что автомобиль стабильно стоит, и система нагнетается до рабочего давления (5–7 кгс/см²). Инструменты:
- Ключи и головки
- Моментный ключ
- Отвёртки
- Компрессометр
-Осушитель и трубки для прокачки
Дальше действуйте поэтапно:
1. Ослабьте крепления осей тормозных колодок.
2. Через смотровые отверстия подведите эксцентрики ближе к барабану, при этом центрируйте их по наружным торцам.
3. Чтобы добиться полного зазора — отсоедините шток камеры, отведите рычаг и отрегулируйте ход.
4. Проверяйте шток — допустимый ход 20–40 мм. Разница между колёсами — не более 5 мм.
5. После регулировки — затяните крепления с нормативным моментом.
6. Проверьте плавность торможения и реакцию педали. Ход должен быть равномерным, без рывков.
Регулировка может потребовать повторной прокачки — особенно если раньше проводился ремонт одного из контуров.
С чем часто возникают проблемы
– Утечка воздуха из-под главного тормозного крана — кран под замену.
– Подклинивание тормозных камер или негерметичность — диагностируйте диафрагму, меняйте при необходимости.
– Сбои регулятора тормозных усилий — может потребоваться его полная замена или корректировка положения.
– Появление масла в ресиверах — осушитель работает некорректно, конденсат нужно сливать, фильтр менять регулярно.
Что влияет на безопасность
Многие сбои в тормозной системе КАМАЗ 43118 начинаются с банального — недостаточной внимательности к состоянию магистралей, старым ускорителям или изношенным энергокамерам.
Чтобы избежать перегревов, подвисших тормозов и утечек воздуха, необходимо не только раз в сезон осматривать систему, но и каждые 10–15 тысяч километров проводить регулировку тормозных механизмов с проверкой хода штоков.