Что такое DOHC и чем он отличается от SOHC и OHV
Когда я начал глубже разбираться в типах двигателей и конструкциях ГРМ, часто натыкался на аббревиатуру DOHC. В мануалах, на крышках мотора, в описаниях двигателей — она встречается регулярно. Чтобы точно понимать, что это значит и как работает, систематизировал информацию.
Расшифровка
DOHC — Double Overhead Camshaft, то есть «двойной верхний распредвал». Это тип газораспределительного механизма, при котором в головке блока цилиндров установлены два распределительных вала.
Обычно выглядит так:
1. Один распредвал управляет впускными клапанами
2. Второй — выпускными
3. Валы расположены сверху, прямо над клапанами
4. Приводятся в движение цепью или ремнём от коленвала
В отличие от других
• SOHC (Single Overhead Camshaft) — один распредвал на головку, управляет и впуском, и выпуском
• OHV (Overhead Valve) — распредвал находится в блоке, толкатели через штанги управляют клапанами (старые моторы, например, ВАЗ 2101)
Преимущества DOHC
- более точное управление фазами — впуск и выпуск работают независимо
- можно поставить 4 клапана на цилиндр — по 2 на впуск и выпуск
- лучше наполняемость цилиндра — выше мощность на высоких оборотах
- возможность установки системы изменения фаз газораспределения (VVT, VTEC и т.д.)
Где используется
- на большинстве современных моторов с 16 клапанами — например, ВАЗ 21124, Toyota 1ZR, BMW N52 и др. В DOHC чаще всего 4 клапана на цилиндр, но бывают варианты и с двумя.
Важно учитывать
1) DOHC-двигатели сложнее в обслуживании — больше деталей, дороже ремонт.
2) Требовательны к натяжению ремня/цепи — фазировка более чувствительна.
3) При сбое фаз могут возникать ошибки по датчикам распредвала, неустойчивая работа мотора.