Что делать если стартер щелкает, но не заводит машину и как найти неисправность

5 октября 2023
5 136
Обычно водитель знает зачем нужен стартер. При запуске двигателя он вращает маховик, прокручивается коленвал и мотор начинает работать. Но, как и любой агрегат в машине, он может сломаться.
Однажды при повороте ключа зажигания (или при нажатии кнопки “старт”) вы услышите щелчки, треск или вообще ничего. Двигатель при этом не заведется.
У такой неисправности может быть несколько причин, большинство из них связаны со стартером:
- стартеру не хватает электричества
- повреждена питающая цепь стартера
- сломался сам стартер
Важно! При проблемах с запуском автомобиля обязательно проверяйте, чтобы одна из дверей была открыта. Как минимум откройте стекло. Автомобиль с механической коробкой поставьте на нейтральную передачу, а машину с АКПП не снимайте с паркинга.
Прикуривание автомобиля и проблемы с его электрическими системами могут привести к “глюкам” сигнализации или центрального замка. В итоге вы можете случайно закрыть ключи в машине и у вас станет на одну проблему больше.
Расскажу про каждую ситуацию подробнее
1. Самая простая причина - сел аккумулятор. При недостаточном напряжении в бортовой сети автомобиля стартер не сможет провернуть мотор. Вы услышите щелчки реле или очень медленное вращение стартера без запуска мотора.
Если при попытке запустить двигатель контрольные лампы на приборной панели меркнут или панель вообще отключается - виноват разряженный аккумулятор.
Решить эту проблему просто, достаточно зарядить аккумуляторную батарею, “прикурить” от другого автомобиля или воспользоваться устройством для запуска (бустером).
Но просто забыть про эту неприятность с запуском плохая идея. Рекомендую найти причину разрядки аккумулятора, возможно есть проблемы с генератором или батарею пора менять.
2. Проблемы с проводкой. С аккумулятором все может быть ОК, но электричество до стартера не доходит. В такой поломке уже не разобраться без электрика или хотя бы мультиметра и соответствующих знаний.
Могут быть проблемы с замком зажигания, сигнализацией, реле или проводкой. Крысы любят перегрызть автомобильные провода, такое могло произойти и с вашей машиной.
При достаточном опыте и наличии инструмента можно попробовать подать питание на управляющую клемму стартера напрямую, но делать это без большого опыта и понимания электрики автомобиля я не советую. Можно сломать еще больше.
Не лишним будет проверить все контакты. Без подъемника и снятия каких-то запчастей стартер доступен не у всех автомобилей.
Но если инструмента хватает, то можно отключить все провода от стартера, зачистить клеммы и собрать обратно. Не забудьте перед этим снять клеммы с аккумулятора. Их, кстати, тоже можно почистить.
3. Сломался стартер. Принцип его работы показан на схеме:
Когда на старте подается управляющий сигнал якорь движется внутри обмоток, так работает втягивающее реле. Рычаг привода стартера поворачивается и перемещает вал якоря.
Так стартер входит в зацепление с маховиков и крутит его. Как только управляющий сигнал пропадает, все происходит в обратном порядке под действием пружины.
Если вы слышите один щелчок, но вращение стартера не начинается это похоже на поломку втягивающего реле. При этом может быть слышно жужжание. Реле может выйти из строя из-за дефекта обмоток и якоря или просто залипнуть если на машине давно не ездили.
Проверить реле можно если замкнуть отверткой два его контакта. Только не забудьте поставить машину с механикой на нейтраль, вы можете запустить мотор при таких манипуляциях. В итоге на вас наедете собственный автомобиль.
Реле можно заменить отдельно, у некоторых моделей машин они даже присутствуют в каталогах.
От времени могут износиться и щетки стартера, это частая поломка. Если вы замкнули контакты на втягивающем реле, а стартер не запустился - проверяйте щетки.
Вполне вероятно, что их пора менять. Запустить стартер с дефектными щетками можно несколькими ударами по нему, это поможет щеткам оказаться ближе к якорю. Только не стучите сильно!
Если стартер щелкает, но не крутится, то под подозрением и обмотка статора. Она может просто сгнить от времени. Стартер придется перебирать полностью или покупать новый.
Поломки стартера могут быть и механическими. Например, износ шестерни на валу якоря. Ее зубья могут просто сточиться от времени и зацепления с маховиком не будет. Редко, но бывают и проблемы с зубьями на самом маховике.
В итоге стартер прекрасно крутит, но двигатель не запускается. А еще якорь стартера опирается на подшипники или втулки. Если они изношены якорь может перекосить. Стартер начнет потреблять очень много энергии и плохо заводить мотор.
В крайнем случае он просто заклинит и может загореться, лучше до такого не доводить и все проверить при первых же симптомах. Когда прогретую машину стартер заводит с трудом, а в процессе запуска заметно тухнет приборная панель - пора в сервис.
Отдельные потребители вроде магнитолы отключатся совсем.
Рычаг привода стартера тоже ломается. Иногда его называют вилкой из-за характерной формы. Без разбора стартера такую неисправность не определить. Внешние признаки - втягивающее реле работает, стартер крутится сам по себе.
Все эти неприятности вам легко продиагностируют в любом сервисе по ремонту стартеров и генераторов, они есть почти на каждом углу. Но перебирать ли стартер или купить б/у с разборки - вопрос сложный.
Если решите перебирать, то обязательно изучайте отзывы на форумах и в чатах по вашей марке автомобиля. Заезжать в первый попавшийся сервис с надписью “стартеры/генераторы” - плохая идея.
Поищите по знакомым проверенного мастера по стартерам, возможно кто-то знает хорошего специалиста и пользовался его услугами. Операция по ремонту не самая сложная, но очень важно качество деталей и запчастей - именно от них зависит ресурс отремонтированного агрегата.
Ведь повторения истории с машиной, которая не заводится, не хочет ни один водитель.
Уверенного вам пуска!
2
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем