Как исправить сорванную резьбу на заднем тормозном барабане Веста: пошагово
При замене колес заметил, что одна из шпилек в заднем тормозном барабане начала прокручиваться. При ближайшем осмотре оказалось, что резьбу сорвало.
Такая проблема часто приводит к замене всего барабана, хотя на деле его можно спасти — с помощью резьбовой вставки Helicoil. Это позволяет восстановить М12×1.25 резьбу, сохранить геометрию и сэкономить.
Оценка состояния резьбы и подготовка
1. Первый шаг — снять заднее колесо и демонтировать барабан.
2. Машину поднимают домкратом, фиксируют на подставках.
3. Колесо откручивается, затем с помощью ключа на 19 мм откручиваются шпильки.
4. Чтобы не повредить тормозной цилиндр, после снятия нельзя нажимать на педаль тормоза.
5. Также желательно отсоединить трос стояночного тормоза от колодок, чтобы барабан не зажимался.
6. После демонтажа внимательно осматривают отверстие под шпильку. Если витки сорваны не полностью и металл ещё держит, можно ограничиться метчиком. Но при полном срыве, когда шпилька вращается свободно и не фиксируется — без вставки не обойтись.
Ремонт резьбы и установка вставки
Процесс восстановления идёт в несколько этапов:
1. Сверление и нарезка
Используется сверло диаметром 12.2 мм — под стандартный ремонтный комплект М12. Отверстие рассверливается строго по центру, с соблюдением перпендикуляра. Стружку выдувают или убирают мягкой щёткой. Далее применяют специальный метчик STI — он формирует посадочное место под проволочную вставку.
2. Установка Helicoil
Вставку накручивают на монтажный штифт и аккуратно вкручивают в подготовленное отверстие до уровня поверхности. Допускается утапливание на 0.25 витка. После посадки «язычок» вставки обламывается с помощью кернера или бородка — чтобы он не мешал установке шпильки.
Сборка и момент затяжки
• Когда резьба готова, устанавливают барабан обратно.
• Все шпильки закручиваются динамометрическим ключом с моментом 105 Н•м — это рекомендованное значение для задних колёс на Ладе Весте и Гранте.
• После фиксации возвращается колесо, машина опускается, проверяется плотность посадки барабана и отсутствие перекосов. Дополнительных регулировок не требуется.
Преимущества ремонта вставкой
1. Восстановление резьбы вставкой надёжно фиксирует шпильку и выдерживает штатную нагрузку. Это решение обойдётся гораздо дешевле нового барабана, особенно если в остальном он в порядке.
2. Типичная стоимость комплекта Helicoil — в пределах 500–800 рублей, при этом хватает его на несколько отверстий.
3. Работы по установке занимают около полутора часов при наличии инструмента.
Замена барабана оправдана только в случае серьёзной деформации — когда сорвано не только резьбовое соединение, но и геометрия самой детали. В остальных ситуациях этот способ помогает избежать лишних расходов и восстановить штатную надёжность крепления.