Оптимизация схода и развала колес на Ниве своими руками
Когда у меня на Ниве начало вести руль в сторону, а износ шин стал неравномерным, я понял, что пора браться за развал-схождение.
Конечно, можно заехать в сервис, но где гарантия, что там сделают всё идеально? Да и ценник на такую услугу кусается. В итоге решил разобраться сам.
Что нужно для работы
1. Домкрат и противооткатные упоры
2. Ключи для регулировки рулевых тяг
3. Строительный уровень и отвес
4. Линейка или штангенциркуль
5. Лист картона и маркер для разметки
Диагностика проблемы
Перед тем как крутить гайки, надо понять, насколько всё плохо. Я поехал на ровную площадку, поставил руль прямо и осмотрел колёса. Признаки неправильного развала-схождения:
- Машину тянет в сторону
- Руль стоит криво
- Шины снашиваются неравномерно
- После поворота руль не возвращается в центр
Развал: проверка и регулировка
Развал отвечает за угол наклона колеса относительно вертикальной оси. Если он неправильный, то на прямой дороге машина будет «гулять». Проверил развал с помощью уровня и отвеса:
1. Установил машину на ровную поверхность.
2. Приложил уровень к колесу, повесил отвес.
3. Замерил расстояние между уровнем и верхней точкой диска.
Заводской угол развала для Нивы — от -0°30' до 0°30'. У меня ушло в плюс, значит, колесо стоит наружу. Исправить можно регулировочными шайбами на верхнем рычаге подвески.
Их либо добавляют, либо убирают, в зависимости от направления регулировки. Я убрал одну шайбу, и угол стал в норме.
Сход-развал: настройка схождения
Схождение — это разница расстояний между передними и задними кромками колёс. Если оно неправильное, резина будет «есть» неравномерно. Для измерения использовал картон и маркер:
1. Поставил машину на ровный пол, рулём установил колёса прямо.
2. На шинах нарисовал тонкие линии параллельно земле.
3. Измерил расстояние между этими линиями спереди и сзади.
Разница должна быть 1-3 мм (спереди чуть уже, чем сзади). Если больше — надо крутить рулевые тяги. Ослабил контргайки и подкрутил тягу, добиваясь нужного значения. После этого обязательно проверил, как ведёт себя руль.
Выезд на проверку
После регулировки поехал кататься. Машина перестала тянуть в сторону, руль стал отзывчивее, а шины теперь изнашиваются равномерно. Всё-таки, если сделать всё самому, и спокойнее, и в кармане останется пара тысяч.