Где искать и как проверить лямбда зонд на ВАЗ 2115
Когда у меня начались проблемы с расходом топлива и машина стала "тупить" на холостых, я сразу подумал на ДМРВ. Но оказалось что зря. Всё было из-за лямбда-зонда. С тех пор накопился неплохой опыт с этим датчиком, особенно на ВАЗ 2115.
На ВАЗ 2115 с инжектором лямбда-зонд установлен в выпускном коллекторе. Проще говоря, ищем гофру — он стоит до неё или сразу после. У меня был один до катализатора, но на некоторых машинах их два — один до, другой после (второй следит за работой катализатора).
Чтобы до него добраться, придётся или сверху под капотом ковыряться, или снизу машины — зависит от двигателя и комплектации. Иногда проще снять защиту и открутить снизу, особенно если зонд прикипел.
Основные признаки поломки
Вот по каким симптомам я понял, что дело в лямбде:
– резко увеличился расход топлива (у меня почти на 2 литра больше)
– на холодную мотор стал нестабильно работать, троил
– при нажатии на газ дергался, не тянул, будто душат его
– появился запах несгоревшего бензина из выхлопа
– загорелся Check Engine (впрочем, он может загореться и из-за других датчиков)
Проверка своими руками
Чтобы не бежать сразу в сервис, я решил проверить всё сам. Вот что делал:
1. Сбросил ошибки через сканер ELM327 и приложение на телефоне.
2. Смотрел, исчезнет ли Check и как поведёт себя двигатель.
3. Включил в приложении параметр "O2 Sensor Voltage". Напряжение на рабочем лямбда-зонде должно "прыгать" от 0,1 до 0,9 В. Если зависает или вообще не показывает — хана.
4. Промерил мультиметром сопротивление нагревателя — у меня было около 10 Ом. Если больше 20 или бесконечность — перегорел.
5. Снял сам зонд и просто понюхал — если воняет гарью и сажа прилипла, скорее всего, всё, конец ему.
Что делал дальше
Купил новый зонд — взял не оригинал, а бошевский универсальный с подходящей резьбой и разъёмом. Откручивал старый с помощью спец-ключа под лямбду, предварительно сбрызнул WD-шкой и погрел глушак строительным феном.
Обязательно закрутил новый с термостойкой смазкой на резьбу, чтобы не прикипел снова. После замены мотор стал работать ровнее, расход вернулся в норму, и чек больше не горел.
Что стоит запомнить
– Если лямбда неисправен, мозги получают неверные данные и заливают лишний бензин.
– Не всегда лампочка Check говорит именно о проблеме с датчиком — нужна диагностика.
– Проверить можно и без сервиса, главное — знать, что смотреть.
– Иногда проще взять универсальный зонд и перепаять фишку, чем искать оригинал.