Генератор и аккумулятор: как я подбираю правильную пару для 2114
Решил немного прокачать музыку в своей «четырнадцатой»: поставить сабвуфер и небольшой усилитель. И тут же встал вопрос: а выдержит ли все это штатная электрика?
Ведь мало того, чтобы хватало напряжения, которое мы все привыкли измерять, — нужна еще и достаточная сила тока. Это и есть главная характеристика, или, проще говоря, «мощь» генератора.
Амперы, а не вольты: в чем измеряется «сила» генератора
Давайте сразу разграничим понятия, чтобы не было путаницы.
• Вольты (В) — это напряжение. В бортовой сети автомобиля оно должно быть в пределах 13.8–14.5 В на заведенном двигателе.
За этим следит реле-регулятор.
• Амперы (А) — это сила тока. По сути, это и есть производительность генератора. Эта цифра показывает, какое количество потребителей он может одновременно питать, не просаживая напряжение в сети.
Сколько ампер выдает генератор? Разбираем на примере ВАЗ 2114
На большинстве инжекторных ВАЗ 2114, как и на многих других отечественных авто, с завода стоит генератор мощностью 80 или 90 Ампер.
Важно понимать, что это его максимальная отдача, которую он выдает на оборотах двигателя выше 2500-3000 об/мин. На холостом ходу его производительность падает почти вдвое, примерно до 40-50 Ампер.
А теперь давайте прикинем, куда уходят эти амперы холодной зимней ночью в пробке:
1. Система зажигания и «мозги» (ЭБУ): ~10 А.
2. Ближний свет (галоген): ~10 А.
3. Вентилятор печки (средняя скорость): ~10 А.
4. Обогрев заднего стекла: ~12 А.
5. Магнитола: ~5 А.
Итого: уже почти 50 Ампер! Получается, что на холостых оборотах штатный генератор работает на пределе, и на зарядку аккумулятора почти ничего не остается.
Как выбрать аккумулятор под свой генератор?
Существует миф, что мощный генератор «вскипятит» маленький аккумулятор. Это неправда. Аккумулятор возьмет ровно столько тока, сколько ему нужно для зарядки, а за напряжением, как мы помним, следит реле-регулятор.
Главное правило простое: емкость аккумулятора в Ампер-часах (Ач) должна быть примерно в 1.5 раза меньше максимального тока генератора.
• Для штатного генератора на 80-90 А идеально подходит аккумулятор емкостью 55-65 Ач.
• Если вы поставили более мощный генератор на 120 А, то и аккумулятор можно смело ставить на 75-80 Ач.
Ставить огромный аккумулятор на 100 Ач со штатным генератором на 80 А бессмысленно. Генератору просто не будет хватать сил, чтобы полностью его заряжать, и батарея будет постоянно «голодать».
Возвращаясь к моему случаю с музыкой: если вы ставите мощный усилитель и сабвуфер, которые в пике могут потреблять 50-100 А, штатного генератора уже не хватит.
В этом случае единственное правильное решение — установка более производительного генератора, например, на 120-140 Ампер. Иначе в момент баса у вас будут моргать фары и страдать вся бортовая сеть.