Колдун на ВАЗ-2110: инструкция по удалению и мои предостережения
Недавно на техосмотре мою старенькую «десятку» завернули — вердикт был: неравномерность и недостаточность тормозных усилий на задней оси. Виновник нашелся быстро: старый добрый регулятор тормозных сил, или, как его все называют, колдун, намертво закис и потёк.
В гаражах в таких случаях часто советуют: «Да вырежи ты его и соедини трубки напрямую!». Технически это возможно, но я хочу объяснить, почему так делать категорически не стоит.
Колдун — это простой механический клапан, который связан тягой с задней балкой. Его задача — не давать задним колесам заблокироваться раньше передних при резком торможении.
Когда машина пустая, ее задняя часть приподнята, и колдун ограничивает давление в задних тормозных контурах. Когда вы сажаете пассажиров или кладете груз в багажник, задняя часть приседает, тяга двигает рычаг колдуна, и он пропускает к задним тормозам больше давления. Это простая, но гениальная система, которая сохраняет стабильность машины при торможении.
Как его удаляют (техническая сторона)
Процедура удаления, которую практикуют некоторые тюнеры, довольно проста. Она заключается в том, чтобы убрать регулятор и соединить тормозные трубки напрямую. На колдун приходят две трубки от главного тормозного цилиндра и уходят две трубки на задние колеса:
1. Механизм снимается с кронштейна.
2. Вместо него устанавливаются тормозные тройники. Две входящие трубки соединяются в одну, а затем через второй тройник эта линия разводится на два задних колеса.
3. После этого вся система обязательно прокачивается для удаления воздуха.
Технически — все. Теперь на задние тормоза всегда будет подаваться максимальное давление, как и на передние. И вот тут начинается самое опасное.
Последствия: почему я никогда так не сделаю
Удаление колдуна — это не тюнинг, а сознательное ухудшение тормозной системы. Вот что происходит с машиной без него:
1.Ранняя блокировка задних колес. При любом более-менее интенсивном торможении, особенно на пустой машине, задние колеса будут блокироваться раньше передних.
2.Неконтролируемый занос. Заблокированные задние колеса на переднеприводной машине — это практически гарантированный и моментальный срыв в занос.
Заднюю часть автомобиля будет разворачивать, и поймать ее, особенно на скользкой дороге, сможет только очень опытный пилот. Машина становится непредсказуемой и опасной.
3.Провал техосмотра. Автомобиль с таким изменением в тормозной системе никогда легально не пройдет техосмотр.
Какое тогда правильное решение
Если ваш колдун закис или потек, есть только один верный путь — заменить его на новый, исправный. Стоит он не так дорого, а его наличие — залог вашей безопасности. Иногда его можно не менять, а просто разработать и отрегулировать, если он не течет.
Для меня выбор очевиден: тормоза — это не та система, где можно экспериментировать. Я всегда буду заменять неисправный колдун на новый. Безопасность дороже любых упрощений.