Разбор и замена подшипников на генераторе ВАЗ 2109
При замене приводного ремня обратил внимание на сильный люфт вала ротора генератора. Это значит, что необходимо заменить подшипник вала на генераторе, дело отложил на потом, и вот этот момент.
На удивление, подшипники не шумели и увидел я проблему только когда сам решил проверить состояние генератора. Процедура кропотливая, но интересная, обо всех этапах расскажу ниже.
Генератор я уже снял и приступил к его разборке:
1. Отворачиваем гайку на генераторе и снимаем регулировочную планку
2. С обратной стороны отворачиваем гайку крепления и вынимаем поджимную втулку. Вынимаем болт и снимаем кронштейн с генератора.
3. Отворачиваем гайку крепления, попутно удерживая шкив, чтобы не проворачивался. По заводу, для предотвращения проворачивания рекомендуется использовать специальный прибор, но у меня его небыло, поэтому я сделал так: надел на шкив ремень генератора, сверху накинул еще один толстый ремень, чтобы не замять скив при сжатии. Альтернатива - фиксатор, который можно купить за несколько тысяч в магазине запчастей, мне такой ради одной замены нет нужды покупать. Затем зажал шкив в тиски и отвернул гайку крепления. Снимаем шкив вместе с крыльчаткой вентилятора, вынимаем из вала якоря шпонку.
4. После этого отворачиваем гайку, которая фиксирует клемму и отсоединяем провод конденсатора.
5. Отворачиваем крестовой отверткой винт и снимаем конденсатор. Также отсоединяем колодку с проводом от щеткодержателя, отворачиваем отверткой два винта, которые крепят щеткодержатель и вынимаем его вместе с регулятором напряжения.
6. Теперь отворачиваем 4 гайки крепления на генераторе и вынимаем четыре стяжных болта. Со стороны привода снимаем с вала якоря крышку с помощью съемника.
7. С вала якоря снимаем распорную втулку, вынимаем якорь из крышки со стороны коллектора.
8. Отворачиваем три крепежные гайки и отсоединяем выводы статора от выпрямительного блока.
9. Вынимаем три болта крепления выпрямительного блока и выводов статора с колодками, вынимаем статор из крышки.
10. Отворачиваем гайку крепления клеммы, отжимаем отверткой выступ на штекере внутри колодки и проталкиваем штекер с проводом внутрь крышки. Сама пластмассовая колодка останется на крышке.
11. Вынимаем выпрямительный блок из крышки. Дальше, чтобы заменить подшипник в крышке, нужно отвернуть 4 гайки со стороны привода и вынуть болты, которые они фиксировали.
12. После этого демонтируем внутреннюю и наружную шайбы крепления подшипника. Теперь нужно выпрессовать подшипник из крышки. Я сделал это при помощи трубы и молотка - хотел аккуратно, но он ни в какую не шел, пришлось силой выбивать подшипник. После выпрессовки установил новый, ВАЗовский, номер детали BTLK101. Запрессовывал его таким же способом, трубой и молотком. Здесь важно направлять усилие на на наружное кольцо подшипника, чтобы его не повредить. Запрессовывать нужно заподлицо с поверхностью крышки, сама запрессовка уже пошла легкими ударами, подшипник садился легко, в сравнении со старым.
13. Далее в обратной последовательности все собираем. Установил на место генератор, поставил приводной ремень.
Проверил работу генератора - мультиметр показывает значения 14.4 В, работа успешно завершена, был потрачен весь мой выходной день на переборку)