Как проверить и заменить БПВ на ИЖ Планета-5: пошаговое руководство

18 марта 2025
1 101
На старых мотоциклах ИЖ проблема с зарядкой – частое явление. У меня ИЖ Планета-5, и на нём зарядка аккумулятора была слабая. При включённом свете вольтметр показывал просадку ниже 12 В. В результате аккумулятор быстро садился, и приходилось часто подзаряжать его отдельно.
Возможные неисправности
Основные проблемы зарядки связаны с:
- Неисправностью выпрямителя (БПВ). Если он пробит или перегорел один из диодов, то зарядка идёт с перебоями или вообще пропадает
- Плохими контактами в цепи генератора и реле-регулятора
- Изношенными щётками генератора
- Неисправностью самого генератора
- Неправильной работой реле-регулятора
Как проверять

Самое простое – измерить напряжение на аккумуляторе при работающем двигателе. В норме должно быть 13,5–14,5 В. Если ниже – проблемы с генератором или выпрямителем, если выше 15 В – неисправен реле-регулятор.
Ремонт и замена
Я начал с самого простого: проверил состояние проводки и контактов. Оказалось, что некоторые разъёмы окислились. После очистки и протяжки контактов зарядка немного улучшилась, но незначительно.
Дальше проверил БПВ. Он оказался частично нерабочим – один диод не пропускал ток. Вместо замены БПВ на такой же решил поставить мощный диодный мост от автомобиля. Потребовалось сделать радиатор охлаждения, так как диоды греются.
Заменил реле-регулятор на современное твердотельное, которое более точно держит напряжение. После этого напряжение стабильно стало 14,2 В при любых оборотах двигателя.
Модернизация зарядки
Если родная система не справляется, можно сделать улучшения:
1. Автомобильный выпрямитель – подходит диодный мост от ВАЗ
2. Современное реле-регулятор – можно поставить от японского мотоцикла или китайского скутера
3. Генератор от авто – некоторые ставят генераторы от ВАЗ 2108, но тут надо переделывать крепления
4. Дополнительный провод массы – часто улучшает зарядку, если масса плохая
После модернизации аккумулятор заряжается исправно, напряжение стабильно держится, и теперь можно ездить с включённым светом, не боясь, что батарея сядет. Так что если у вас проблемы с зарядкой – начните с диагностики, а потом модернизируйте систему.
Комментарии6
На мой взгляд ставить реле зарядки от автомобиля - не очень хорошая идея. Объясняю: со стандартным(от Иж-5) реле зарядки при включении зажигания при ещё не крутящемся генераторе на цепь возбуждения идёт очень маленький ток(через резистор R10)(ведь пока не крутится генератор он не может ни чего вырабатывать, а значит и полное возбуждение не нужно), а нормальное возбуждение появляется только когда при вращении ротора (являющегося электромагнитом) на клеммах Х4 и Х7 появится минус и через тиристор V5 пойдёт ток. Когда между фазами напряжение станет ещё больше откроется и тиристор V7. Таким образом при ещё не заведённом моторе цепь возбуждения не потребляет, что очень помогает при слабом аккумуляторе. И как только заведётся сразу пойдёт нормальное возбуждение.
Нравится
Ответить
3
2 Продолжение Я с 93 года держу Юпитер-5 и считаю, что если родное реле исправно, то это лучший вариант и сконструировано оно очень грамотно. Кстати, многие упускают такой момент: для нормальной работы реле очень важен его надёжный контакт с "массой", а он осуществляется через болт крепления, который просунут из под крыла заднего колеса. Бывает что от грязи и сырости это болт ржавеет и контакт "масса" пропадает , ну и как следствие - пропадает зарядка. Хорошо-бы к этой пластине (через которую крепится реле к "массе" прикрепить отдельный провод и дополнительно соединить с "массой" в другом, сухом месте
Нравится
Ответить
3
3 Продолжение. А если установить реле зарядки от машины, то полное возбуждение пойдёт сразу после включения зажигания и если у Вас хороший акк-тор всё будет ОК. Но при попытке завести со слабым акк-тором возбуждение быстро его "высосет". Это особенно актуально, когда нет возможности завести с толкача. А проверить сам генератор без реле очень просто: так как напряжение зарядки регулируется путём регулировки магнетизма ротора-эл.магнита изменением среднего тока возбуждения, чтобы получить максимальный ток зарядки нужно имеющиеся на щётках контакты временно отсоединить и к одной щётке присоединить "+", а к другой "массу". Заводить желательно с открытой правой крышкой и отсоединённой одной щёткой (разумеется с хорошим Акк-ром).
Нравится
Ответить
2
4 Продолжение. Подсоединять щётку при малых оборотах. Если при этом будет использоваться автомобильный акк-тор конечно генератор не сможет поднять напряжение выше 14-16 вольт. Появиться характерное гудение генератора. Но если акк-тор отсоединить из потребителей останется только зажигание и напряжение может подскочить да 20 и выше. Не держать такое высокое напряжение больше 2-3 секунд, а то могут контакты трамблёра сгореть.
Нравится
Ответить
2
Фиолетовый универсал, у мотоцикла (по крайней мере у Иж-5) трамблёра нет
Нравится
Ответить
толково
Нравится
Ответить
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем