Автомобильный рынок России: проблемы и пути их решения в интересах потребителей

26 ноября 2023
458
В Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» прошла конференция «Автомобильный рынок России. Государственное регулирование деятельности автопроизводителей и дилеров в интересах потребителей». В рамках мероприятия состоялся «живой диалог» между представителями бизнеса и государства.
Одним из спикеров конференции была управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк, которая рассказала о самых острых вопросах, поднятых ей на встрече с экспертами.
Автопром как важнейшая отрасль страны
Автомобильная промышленность – одна из важнейших отраслей, обеспечивающих не только достойный уровень жизни населения и доступность транспортных перевозок, но и технологический суверенитет страны.
Ограничения западных компаний, введенные на производство и поставки западных автомобилей и комплектующих на территории России, существенно повлияли на автоиндустрию. Ориентир последних 30 лет, направленный на импорт и производство преимущественно западных брендов, сформировал ситуацию, при которой в условиях санкций необходимы инновационные подходы к формированию и развитию рынка.
— Как удовлетворить существующий спрос государственных структур и населения на легковой и коммерческий транспорт?
— Каким образом выстроить эффективное партнерство с российскими и зарубежными автопроизводителями?
Эти и другие вопросы, а также тренды и тенденции сегодняшнего дня в автопроме обсуждались на конференции, по итогам которой Правительству направят конкретные предложения по улучшению ситуации в сфере автотранспорта. В конечном счете, диалог бизнеса и власти проводится в интересах потребителей – граждан России.
Какая господдержка нужна российским автодилерам
Государственная поддержка автодилерам крайне необходима, чтобы автобизнес в текущих реалиях снова стал цивилизованным: платил все необходимые налоги, таможенные и прочие сборы.
Ранее дилер получал определенную поддержку от дистрибьютора. Например, в виде возврата денег, когда определенную сумму дилеру возвращали после продажи машины в виде компенсации льготной кредитной ставки.
Сегодня такой поддержки нет, но помочь автодилеру оставаться на плаву и предлагать потребителям доступные цены на авто способно государство.
Поддержка по программе «Молодая семья» и гарантийная нагрузка.
От государства хотелось бы получить поддержку конкретно для прямых клиентов B2C.
Например, по программе «Молодая семья», когда автомобиль покупают люди до 30 лет. Автодилер может оказывать таким гражданам поддержку в виде скидки на автомобиль, которую потом компенсирует государство.
Сегодня вся гарантийная нагрузка лежит на плечах дилера. Опытные клиенты знают, что если они покупают автомобиль у компании, то имеют право вернуть его в течение 14-ти дней (если покупатель – физическое лицо).
Если понадобится какой-то ремонт, который дилер не может устранить единовременно в течение 45 дней, то покупатель может пойти в суд и потребовать возврата денег за автомобиль либо компенсацию расходов. И компания-продавец должна решать эти вопросы.
Соответственно, мы просим государство поддержать продавцов, которые продают от компаний и ведут цивилизованный бизнес. Поддержка нужна в оплате крупных ремонтов и гарантийных возвратов, когда компания принимает решение выплатить деньги клиенту, на что с точки зрения закона он имеет полное право.
Сложности с поставкой запасных частей для авто
Сегодня автодилеры отмечают колоссальные сложности с поставкой кузовных и других запчастей в страну. Многие детали – санкционный товар, который нельзя ввозить официально.
Соответственно, компании тратят на 30-40% больше денег на ввоз запчастей от их рыночной стоимости, обходя все действующие правила и регламенты. Они провозят детали через разные страны, создавая цепочку продаж.
В этом плане тоже хотелось бы получить поддержку от государства, ведь в конечном счете от повышения цен на запчасти страдают обычные автомобилисты.
Например, можно принять законодательные изменения, по которым за ввоз запчастей на определенную сумму полагаются дотации или льготы. Это снимет нагрузку с компаний и конечных потребителей, в том числе.
Снижение ставок на утильсбор
Также хотелось бы получить господдержку в виде скидок на утильсбор. Например, компенсацию утильсбора постфактум.
Представим, что компания ввозит 100 автомобилей в месяц, то есть 1200 в год, и платит за утильсбор 1,25 миллиона рублей за каждую машину, если говорить о дорогих китайских автомобилях или тех же BMW с двигателем 4,0 литра. Расходы колоссальные.
Можно сделать так, чтобы в следующем году добропорядочные компании, оплачивающие все налоги и сборы, получали скидку и возврат части средств. Например, 20% от утильсбора на следующий год.
Некоторые компании обходят это правило, оформляя автомобили напрямую на клиента, чтобы экономить на утильсборе. Оформив машину на физическое лицо, можно сэкономить порядка 1 миллиона рублей.
В этой ситуации господдержка нужна дилерам, которые платят полный утилизационный сбор, ведут цивилизованный бизнес и соблюдают законодательство, пополняя казну государства. Хотелось бы получить поддержку хотя бы постфактум, например, на второй год ведения бизнеса.
Как увеличить долю электрокаров на российском рынке
Один из способов повысить долю электрокаров – увеличить количество электрических автомобилей в каршеринге и такси. Это будет способствовать не только улучшению экологии, но также повышению эффективности бизнеса.
Наши эксперты подсчитали, что экономия на использовании одного электрокара в пассажирских перевозках составляет порядка 350 000 рублей в год.
Хотелось бы, чтобы государство поддержало ввоз таких автомобилей для использования в службах такси и каршеринге. Например, это можно сделать, предоставив льготную постановку авто на учет.
Если компания ввозит большую партию электрокаров – от 100 или 200 автомобилей в таксопарк, то можно уменьшить коммерческий утильсбор или сократить таможенную пошлину. Это поспособствует очищению окружающей среды и снимет нагрузку с компаний, ведущих бизнес в такси и каршеринге, а не просто перепродающих машины.
Мы также просим государство поддержать госпрограмму закупки зарядных электростанций либо помочь лизинговым компаниям дополнительными ценовыми преференциями и уменьшением налоговых сборов.
Помощь можно оказывать в случае, если лизинговые компании предоставляют сниженную ставку фирмам, приобретающим зарядные электростанции.
Такие зарядки стоят порядка 1 миллиона рублей.
А для того чтобы электрокары могли свободно ездить в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках, зарядных станций должно быть несколько тысяч, а не сотен, как сейчас.
Например, в Москве идеально установить порядка 4000 зарядных станций, а в Питере – 2000 зарядок. Важно установить зарядные станции и на всех федеральных автомагистралях с периодичностью каждые 60 км как минимум.
Чтобы проект по развитию инфраструктуры зарядных станций был более-менее окупаемым хотя бы через три года, а не через пять, нужно снизить лизинговую ставку и сделать ее более лояльной, а не от 18%, как сейчас.
Мы просим государство использовать свой ресурс и договориться с лизинговыми компаниями через налоговые льготы о снижении лизинговых ставок хотя бы до 10-12%.
Кроме того, для увеличения доли электрокаров на российском рынке нужно продолжить развитие и внедрение госпрограмм поддержки владельцам таких авто.
Например, продлить программу бесплатного проезда по платным трассам и сделать их бесплатными без исключений (в список исключений сегодня входит трасса Багратион, где за проезд «электричкам» нужно платить).
Также нужно сохранить налоговую льготу собственникам электрокаров в тех регионах, где она есть, и внедрить во все остальные регионы Российской Федерации. У владельцев электромобилей должна сохраниться возможность бесплатно парковаться на платных парковках Москвы. Такой же бонус нужно внедрить в других городах страны.
Чего чаще всего опасаются покупатели авто, ввезенных по программе параллельного импорта
Первое, чего опасаются отечественные водители, – отсутствие гарантий на автомобили, ввезенные в страну по программе параллельного импорта.
Как этот вопрос решает компания Frank Auto ?
Мы продаем всем нашим клиентам страховой полис от страховой компании или включаем его в стоимость автомобиля. Это позволяет покупателям без всякой доказательной базы получить компенсацию от 800 тысяч в самом дешевом полисе до 1,5 миллиона по более дорогой страховке.

При этом дорогой полис обходится порядка 90 тысяч рублей в год, а бюджетный – в районе 50 тысяч.
Благодаря этому клиенты абсолютно спокойно получают компенсации за любые страховые случаи, будь то проблемы с силовой установкой от неправильно залитого топлива или некачественного масла, оторванный на бордюре подкрылок или появление коррозии на автомобиле.
Автовладельцу нужно просто приехать в автосервис, зафиксировать поломку, и уполномоченный сервис отремонтирует машину, получив по заказ-наряду деньги от страховой компании.
Что больше всего волнует владельцев электрокаров
Владельцы китайских электромобилей чаще всего опасаются, что необходимая запчасть (в частности, кузовная) будет ехать из Поднебесной в Россию очень долго – около двух месяцев.
Это действительно так. Но компания Frank Auto как дилер и автосервис уже нашла способ решить эту проблему.
Уже сейчас мы везем из Китая различных деталей более 100 комплектов. Для хранения запчастей предусмотрен специальный склад, куда в течение ближайших двух недель доставят кузовные детали и расходники для всех имеющихся в продаже китайских электрокаров Zeekr, LiXiang, Avatr и других машин. Таким образом, мы решаем вопрос наличия кузовных запчастей посредством массовой закупки нужных элементов в Китае.
Второй способ решения данного вопроса – заказ в индивидуальном порядке запасных частей под конкретный автомобиль и доставка их за 25 дней из Китая, что также позволяет отремонтировать электрокар нашего клиента.
Опыт заказа деталей через карго у нас уже есть. С момента обращения клиента к нам с кузовными повреждениями авто и проведения аудита машины до прибытия детали в Москву проходит реально 25 дней.
Срок не самый короткий, но это и не два месяца.
Кроме того, наших клиентов волнует вопрос отсутствия достаточного количества специализированных сервисных центров с квалифицированными сотрудниками по обслуживанию «электричек».
Эта проблема, скорее всего, также решится в ближайшее время. По крайней мер, компания Frank Auto открыла и продолжает развивать полноценный автосервис по ремонту и обслуживанию электрокаров с полным спектром необходимых услуг.
В любом случае, для развития электротранспорта в России необходима более заметная и эффективная помощь государства, которое способно заметно ускорить этот процесс, что только сыграет на руку экономике и экологии страны, а также интересам потребителей.
3
Комментарии1
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
18 декабря 2023
Полная чушь ! Разводилово
Нравится
Ответить