Зис-5: когда железо было настоящим
С техникой воюю не первый десяток лет, но с ЗИС-5 у меня был особый случай. Не сказать, что это мой личный автомобиль в классическом понимании — это больше история о восстановлении машины, которую списали с заводской площадки ещё в 80-х.
Стояла себе под открытым небом, проржавевшая, со спущенными колесами, пока не подвернулся случай: знакомый предложил отдать за символическую цену, просто чтобы не ушла в металлолом.
Взял не думая. Не ради наживы. Просто не смог пройти мимо такого железа.
Осмотр и первое понимание
ЗИС-5 был без кабины. Вернее, от неё осталась крыша и кое-какие ржавые стойки. Кузов — деревянный, труха. Мосты живые, двигатель — "в клине", но не в масле. Колёса съехали на ободах, резины толком не осталось.
Но, что порадовало — рама целая, и коробка передач в норме. Пробег, конечно, был уже не актуален.
Стал разбираться, чего не хватает. Список составил такой:
1. двигатель ЗИС-5 или от ГАЗ-51 в качестве замены
2. радиатор (родной латунный — не найти, решил делать на заказ)
3. кузов — заново
4. передний мост — переборка
5. тормоза — в ноль
6. рулевая колонка — разбита втулка
Двигатель: сердце, которое ожило
Родной мотор ЗИС-5 — бензиновый, объём 5,5 литра, мощностью около 73 лошадей. Нашёл в запасах мотор от ГАЗ-51 — он немного легче, но с ним легче достать запчасти и расход дешевле.
Переделал крепления, пришлось изготовить новые подушки и немного поработать над кожухом сцепления. Карбюратор поставил К-88, простенький и живучий.
Стартер — на родной системе был пуск ручкой, но я поставил стартер от УАЗ. С генератором то же самое — поставил от "Волги". А вот коробку оставил родную — трёхступка, работает как часы, с характерным хрустом при включении второй.
Тормоза и ходовая
Тормоза на ЗИС-5 механические, привод — на тросах. Честно скажу — сейчас это кажется жутким архаизмом. Но перебрал всё, почистил, натянул троса, заменил накладки. После регулировки педаль стала внятной, а не "в воздухе".
Передний мост был с люфтом. Перетянул гайки шкворней, заменил втулки, смазал. Ресоры разобрал, зачистил, заново собрал со смазкой — и поверьте, машина перестала "козлить" даже на грейдере.
Кузов и кабина
Вот тут пришлось постараться. Кузов делал с нуля. Использовал сухую сосну, заказал уголки и петли под старину, даже болты подбирал похожие.
Кабину сварил из профиля, обшил жестью, а внутри — всё по-простому: сиденья на кожзаме, панель — фанера с приборами, собранными по объявлениям. Руль — оригинальный, с трещинами. Оставил так, как есть.
Пуск и первая поездка
Первый запуск — отдельная история. Долго крутил стартер, потом дал бензина в карбюратор — и вот он, тяжёлый басовитый звук. Выхлоп серый, мотор дрожит — но работает! Через пару дней вывел машину на просёлок.
Едет, да ещё как. Коробка гудит, кабина гремит, но этот рык — музыка. Почти 5 тонн железа, а управляется послушно.
Что понял за это время
1. ЗИС-5 — техника с душой. Её нельзя делать "наскоряк".
2. Почти все детали можно либо найти, либо адаптировать от близких по времени машин.
Главное — это желание и руки
Не скажу, что каждый сможет повторить, да и вряд ли у многих найдётся такое же старое железо под навесом. Но если вдруг встретите ЗИС-5 — не проходите мимо. Это не просто грузовик. Это эпоха.