Кузнечик... По ямкам - "прыг-скок"...
Сей малыш был изначально приобретён за какие-то копейки как временные колёса на переходный период. Дружище-Вождевоз встал на длительный ремонт, а ездить было на чём-то надо. Мысль была: взять что-то подешевле, что как-то передвигается, а по окончании необходимости - продать дальше. Так и познакомились.
Прозвище "Кузнечик" аппарат получил от моей мамы. О соображениях, которые привели к такой аналогии, история умалчивает.
Продавец заявлял, что машина выглядит плохо, но ремонта не требует. Возраст у неё был чуть больше трёх лет, пробег 43 тысячи. Внешний осмотр сразу показал, что порогам "всё", и лампочка "проверь мотор" загоралась и не гасла. Но цена была менее трети нового аппарата, поэтому я согласился. Хотелось, конечно, взять новый, поскольку ковыряться с порогами не было желания, да вот только с производства на тот момент эта модель была уже снята.
Поначалу я сильно жалел, что согласилася. Ибо спустя три месяца не самых активных поездок мотор стал заводиться через пень-колоду, и масло стало уходить в никуда. Капитальный ремонт двигателя на пару месяцев. Чинился у официалов, и они сразу сказали: мотор перебирался, причём не очень качественно.
Последующие изучения показали, что перебирался не только мотор. Практически во всех системах были признаки неквалифицированного вмешательства.
Но поскольку Кузнечик планировался временным решением, то я не стал восстанавливать всё подряд.
Однако мотор после капиталки стал вести себя настолько хорошо, что я призадумался.
Далее капитальному ремонту подверглась коробка передач. Плохо включалась третья, особенно - при переходе с четвёртой. Поправилось это безобразие - я призадумался ещё больше. Ведь теперь за вложенные в этот агрегат деньги я его уже не продам.
Затем стали плохо вести себя амортизаторы. Были заменены сперва на что-то дешманское, но их пришлось выкинуть почти сразу. И полугода не проходили - стали зависать и подклинивать. Но пока они работали как надо - я понял: машина может идти по неровностям мягко и приятно.
А тут ещё и дружище-Вождевоз (Mercedes Benz 300D W123) умер...
Дабы ездить пока без проблем в ежедневном режиме - я поменял амортизаторы и пружины на приличные (стоят до сих пор). И понял: нет ничего более постоянного, чем всё временное. И решил с Кузнечиком не расставаться. Как только вместо Вождевоза появился Бегемотик (Renault Duster) - я поставил предмет отзыва на капитальное восстановление. Переварил полностью пороги, задние арки (ибо были уже решетом и локальные подварки не помогали), усилил стойки четырёхмиллимитровыми уголками, обработал все скрытые полости, заменил выбитый передний катализатор, тормозные механизмы, топливный бак, все тросики, лобовое стекло, подшипники ступиц, приборную панель и бензонасос (не показывал уровень топлива и периодически зависал, а на панели ещё и счётчик частичного пробега не работал), поставил нижнюю защиту, перепрессовал подвеску на полиуретан, дооснастил гидроусилителем руля.
В итоге - до сих пор не нарадуюсь. Хотя, если быть честным, местами конструкция у этого драндулета придурошная. А именно:
- Система охлаждения двигателя. Сливных пробок нет. К счастью - для полного слива достаточно отключить только нижний патрубок радиатора, но и это - то ещё приключение. В идеале - радиатор нужно снять полностью и промыть, что приходится регулярно делать.
- Топливный фильтр тонкой очистки. Расположить его рядом с задним колесом в грязной зоне - верх мудрости конструкторов. Разъёмы засоряются на раз-ва, да и кронштейн держит только крупногабаритные фильтры. Чуть более мелкие (а-ля-Lada) - выбивает на лужах, и можно попасть на замену топливопровода, что со мной и произошло. Доработал конструкцию стяжными планками, пока инцидентов больше не было. Разъёмы не ленюсь при каждой замене фильтра упаковывать в полиэтилен с нейлоновыми стяжками, поэтму их отключение перестало быть сверхзадачей с многочасовой очисткой от грязи.
- Стояночный тормоз. Тросики крайне недолговечны и быстро растягиваются. А их замена — занятие трудозатратное, требует полного демонтажа топливного бака. Кстати, отсутствие возможности поставить его защиту я бы тоже записал в недостатки.
- Приёмная труба системы выпуска отработавших газов. К болтам, которыми она прикручивается к верхнему катализатору, доступ очень проблемый, и прирастают они легко, если не промазаны. В оригинале они ещё и под голвку на 13, которая моментально приходит в негодность. Замена на более прочные под головку на 17 решила проблему, хотя доступ стал ещё более проблемным. А откручивать их приходится регулярно, поскольку гофра имеет свойство частенько приходить в негодность, и её надо переваривать. Сменил уже 4 штуки. Нижний датчик кислорода в грязной зоне под сиденьем водителя — это тоже "пять баллов".
- Передние тормозные механизмы и подшипники ступицы. Прикручивать тормозные диски к ступице изнутри - гениальная задумка. При замене - разбираешь полностью поворотный кулак и распрессовываешь ступицу. Подшипники - конические, с дурацкой распорной втулкой, подтачивание которой каждый раз может превратиться приключение на несколько дней. В итоге - заказал в токарной мастерской расточку под "взрослые" роликовые подшипники. Кстати - когда китайцы клонировали Matiz в Chery Sweet QQ, они этот узел творчески переработали сразу под "взрослые" подшипники. На Matiz они тоже встают, но с "переподвыпердом": нужно заменить наружную гранату привода и кольцо под датчик скорости на ней. Поэтому вариант с расточкой оригинальных кулаков показался менее проблемным и более дешёвым.
- Задние тормозные механизмы. Идея совместить ступицу и тормозной барабан - явно не самая удачная, ибо при обслуживании приходится оголять подшипники, что чревато их засорением.
- Верхнее крепление задних амортизаторов. Шпильки приварены к кузову, что мешает нормально к ним подобраться каждый раз, когда требуется вмешательство. Да и нижние болты в оригинале довольно проблемные: малый класс прочности делает их откручивание некоторой лотереей. Обломаешь или нет. Я их заменил, в итоге, на более прочные, и ещё контрю дополнительной гайкой, поскольку штатаная закладная уже не держит нужный момент. Ибо после первого же откручивания непромазанного с завода болта пришлось высверливать его остатки.
- Доступ к топливной рампе. Довольно неудобный, но это меньшее из возможных зол.
- Большое количество разнообразных одноразовых пластиковых пистонов крепления внутренней отделки кузова.
- Обогрев заднего стекла. Впрочем, это не проблема конструкции как таковой, а проблема качества исполнения. Поставил тепловентилятор и пока больше не мучаюсь с постоянно отваливающимся плюсовым контактом.
- Неудачное расположение бачка омывателя: под правой фарой. В наших зимних условиях нужно вовремя заливать незамерзайку, посколько на ходу это устройство не обогревается от двигателя, и вода превращается в лёд быстро и эффективно. Трубки, кстати, тоже не морозостойкие, и на входе в "крышку багажника" обламываются легко и удобно. Пришлось этот кусок замениь на более морозостойкий вариант.
- Да и сами передние фары вызывают нарекания. Качество освещения оставляет желать лучшего, а из-за низкой посадки в наших зимних условиях загрязняются песчано-солевой взвесью "на раз-два", и омывателя нет.
- Задние фонари. Замена любой перегоревшей лампочки становится небольшим приключением и требует наличия пластиковой монтажки для снятия фонаря.
В остальном аппарат мне нравится и со своими задачами малогабаритного транспорта для поездки по местным магазинам справлятся на "отлично". И даже в нескольких дальних путешествиях показал себя вполне годно. Если не считать застревания в грязюке при съезде на ночёвку, но тут всё решается лебёдкой и обязательным наличием чего-нибудь, за что эту лебёдку на местности можно зацепить. Лишь бы только днище не поцарапать.
Плюсы
Управляемость, Манёвренность, Расход топлива
Минусы
Стоимость обслуживания, Проходимость, Проблемы с качеством и наличием некоторых запасных частей