развитие темы про колпашевский яр

9 ноября 2015
2
интересно, будь у черчилля возможность, он бомбил бы красный игил за терроризм и убийства заложников?
"Возмущения полна. Я прочитала художественный пост уважаемого Сергея Пархоменко, а также некоторые удивительные по своей близорукости комментарии к нему, хотя там же и много вменяемых, что облегчает мое возмущение.
Пост о событии, произошедшем в моем городе Колпашеве в 1979 году . Я родилась в этом городе и мне было 8 лет, но я хорошо помню событие, которые окрестили Колпашевский Яр и которое прозвучало на Би-би-си и радио Свобода, как одно из первых публичных свидетельств сталинских репрессий.
Напишу о самом событии более сухо, чем не присутствующий там в то время Сергей. Вкратце, в тот год перед майскими праздниками на Оби обрушилась часть берега, открыв массовое захоронение расстрелянных политзаключенных.
Упавшие в воду черепа, подхватили какие-то дети и играли ими. Потом, приехали наряды КГБ (я их называю НКВД, как моя моя бабушка их называет до сих пор) и военные, которые оцепили пристань и после совещаний с высшим начальством, приняли решение уничтожать тела, чтобы скрыть могильник и избежать огласки.
Многие тела были мумифицированы, потому что после расстрела пересыпались известью. История ужасна. Но не менее ужасна, на мой взгляд, реакция многих людей сейчас.
Тогда люди в штатском топили тела, привязывая к ним камни. Подогнали к яру пароход, который молотил тела винтами. В общем власть всячески старалась скрыть следы преступлений. "Люди в штатском" были в городе повсюду.
Так вот от чего же меня колбасит? Первое, от изощренно расставленных опытным журналистом акцентов про "жители Колпашева с интересом наблюдали за операцией.
Никто не протестовал", про "жители Колпашева продолжали наблюдать за буксирами, молотившими винтами по воде" и "город прожил это лето, в общем, спокойно. Как всегда" и про то, что местные люди участвовали активно в уничтожении тел.
Не город, а метафора повсеместного бездействия. И вот какой вывод за этим Сергей делает для непонятливых: "Если кто-то не понял, скажу прямо, что мне в этих событиях кажется примечательным.
Это история не про сталинские репрессии, не про большой террор, не про КГБ, не про государственную машину уничтожения.
Это история про советского человека. Про наших сограждан, земляков, братьев и сестер. Про сибирский характер. Про моральный кодекс строителя коммунизма."
Все вроде бы понятно. Не про государственную машину уничтожения, а про нас с вами, вернее, меня и моих земляков. Понятно. Но есть нюансы...
Вот выдержки из моего комментария к его посту.
"Я помню, как оцепили пристань и не подпускали никого близко -- поэтому, когда там кэгэбэшники орудовали наблюдать там было невозможно, потому что всячески пытались пресечь любую огласку. Мы жили на другом конце города -- возле самой тайги.
Но все знали, что бригады топили тела и пристань оцеплена военными. Бабушка у меня тогда все дни молилась и причитала. Какие-то местные люди, коммунисты-активисты, наверняка помогали приехавшим бригадам, но были люди, которые пытались похоронить умерших с риском для их собственной жизни.
Я не знаю точное количество сотрудников КГБ, которые тогда приехали в наш город, но зачистка в городе была организована профессионально.
Мне мой папа, который "враг выполнения сталинского плана животноводства" и сын заключенной, проведшей 15 лет в Норильских лагерях, позже рассказывал, что "люди в штатском" были повсюду: по всем предприятиям, учреждениям и школам ходили."
Второй момент -- это некоторые комментарии к посту, сводящиеся к возмутительному "нелюди" не относительно КГБ и коммунистов, а относительно жителей. Одна девушка даже написала, что "эти люди дали такое же безгласное потомство".
Так вот, уважаемые бывшие советские граждане, нынешние россияне и отчалившие, стоявшие тогда реально в сторонке, или гонявшие чаек за чтением самиздата на кухне московской квартирки, или числящиеся по неведению в комсомоле или еще лучше в коммунистической партии, а сейчас полные возмущения и жажды возмездия, ответьте мне на простой вопрос: А чтобы вы сделали в той ситуации 1979 года, будучи в том конкретном городе, оцепленном военными и кэгэбэшниками? Расскажите. Очень интересно послушать.
И вот здесь во мне еще закипел ядовитый сибирский сепаратизм и провинциализм. Назвать сибиряков, большинство которых -- это ссыльные политзаключенные, либо дети ссыльных и раскулаченных, безмолвствующими или спокойно наблюдающими, человеку, родившемуся и живящему в Москве, мне кажется очень и очень некорректным.
Ну и людям, которые поспешили написать прекрасные комментарии про "ублюдков" не в отношении КГБ, а в отношении людей отдельное сибирское холодное презрение.
Еще мне очень хочется сказать и Сергею и яростным комментаторам, что все не так ужасно БЫЛО и ЕСТЬ с ЛЮДЬМИ в Советском Союзе и России.
Были люди, которые не вступали в коммунистическую партию, но не выходили открыто на улицы тогда, находясь во внутренней эмиграции многие годы. Были люди, которые приносили тайком цветы к могильнику Колпашевского Яра, и кто тайно хоронил найденные тела.
Были сидевшие, но конечно, были и надзирающие. Так вот, сейчас многие решили превратиться в надзирающих за чужой жизнью и, конечно, осуждающих. Что-то мне как-то советскимсоюзом в нос ударило.
И вот увеличительное стекло надзиратели направляют непременно на поиск говна. Что тогда, что сейчас. Ну а на что смотрим -- то и имеем. Да, безмолвное большинство ужасно тогда, оно ужасно сейчас и всегда, как и разъяренная толпа страшна.
В чем рецепт? Вы хотите сказать, что отдельный человек сильнее системы? Что вы хотите от тех людей? Что вы хотите от ваших современников?
Мой взгляд сейчас издалека. Я не езжу каждое утро в Московском метро, поэтому не объективна в отношении России. Но, когда я приезжаю хотя бы в том же самый Колпашево, умирающий, кстати, не по причине людей, а по причине "государственной машины уничтожения", то я встречаю прекрасных участливых людей.
Их и в комментариях к посту много, но почему же лучше педалировать на аморальных "строителей коммунизма". Это две полярных точки зрения на жизнь. Два способа творить свой мир.
Можно писать о бесчувственных зеваках, глазеющих на жертв автокатастроф или террактов, а можно поддерживать людей, создающих, например, социальные фонды помощи старикам, больным, детям. Их много таких удивительных людей.
Они не идут грудью на автоматы на площадях, протестуя против режима. Их меньше, чем безмолвствующая толпа. Но только потому что есть эти люди, я никогда не скажу, что все люди в России -- "нелюди" и советские люди -- быдло.
И только потому, что в том моем детстве, были люди, которые сопереживали расстрелянным, я не позволю говорить о моих земляках неуважительно даже самым уважаемым зеваками людям.
Вот так длинно получилось. Без выводов.
Вот здесь (спасибо Alexey Orlov за ссылку) более адекватное описание случившегося в Колпашеве в 1979 году."
"Я знаю почти случайно. Почти - потому, что из странной семьи. В которой родные по отцу все (просто все - поголовно) были репрессированы.
Как немцы, потомственные дворяне, чиновники и военные из рода генерала Геннина. А по матери - все (тоже вот все) - служили в НКВД-МГБ-КГБ-СМЕРШ.
И тоже качали меня в детстве на коленях, а между всем этим были мы - дети сидевших и стороживших. И ведь не могу скзать, что дедушка Миша или его брат - дедушка Витя были плохими.
Более того - они были абсолютно честными, из их разговоров я впервые вынес, что Сталин был гадом и подоноком (это такие, вполне нейтральные эпитеты), что страна гниет и разрушается, что все воруют и никому нет дела.
Из их разговоров (в конце 70-х) я впервые вынес мысль, что СССР на грани развала и начнется он с Прибалтики, где нас ненавидят и никогда не простят.
Дедушка был начальником НКВД в Южно-Сахалинске, его брат - который играл со мной в "на лошадке по дорожке гладкой" - начальником НКВД Дальнего Востока. От них я впервые услышал о приказах забирать "100 корейцев" или "250 японцев".
Дедушка Миша обмолвился и о рвах с труппами под Омском. Я потом специально проверял - он не врал. Он вообще никогда не врал и не воровал, он вылетел из КГБ в начале застоя - как один из комиссии по реабилитации и активный защитник евреев.
Он достал печатную машинку - и бабушка (капитан КГБ) - печатала 5 копий Лебединого стана и стихи Пастернака, Поэму без героя Ахматовой, Высоцкого, Галича, Мандельштама - переплетал наш друг - Синельников.
Дедушка был коммунистом - но его обожгло и сломало (хотя войну, даже в СМЕРШ он прошел на Ораниембаумском - на охране конвоев между Питером и Кронштадтом). Я не знаю, сколько крови на его руках.
И на руках бабушки, брата дедушки, его сестры (она с мужем до середины 50-х воевала в Литве с лесными братьями).
Но я всегда помнил - два моих дедушки пьют на кухне и спорят до рассвета - дворянин и ссыльный немец и майор КГБ - спорят и пытаются найти правду. Они были страшным поколением - но к концу жизни они пытались найти правду.
Дедушка Витя Генник умер тихо и быстро - от инсульта, после праздника, в своей постели. Дедушка Миша умирал долго и страшно, и это для меня тоже много значило - хотя все равно, человек он был хороший. Но в дерьмовом мире."
"В 1979 я была совсем крохой, мы с мамой приезжали летом к её брату и её маме, живших в Колпашево.Бабушка и почти все её родные были высланы туда с Куйбышева в 1937 году.
Вся Томская область вдоль Оби и её притоков была в лагерях и спецпоселениях.Когда мы приехали , об этой истории весь город говорил.Трупы плыли очень долго по Оби.Мой дядя видел женщину в кафтане с ребёнком маленьким."
"Я жила в Колпашево и эту историю отлично помню, до сих пор могильники можно увидеть со стороны Оби. Но было проведено типа опознания и многие жители смогли захоронить своих родственников (в том числе наши соседи).
Действительно туда никого не пускали, но все знали что эти люди не являются врагами народа. Даже я помню это отлично, хотя на тот момент мне было 6 лет.
Учитывая, что в Колпашево было сослано много так называемых врагов народа, впоследствии репрессированных ( моя прабабушка например была сослана сюда из Саратова) не было необходимости проводить среди населения какие- либо разъяснения.... А что касается информированности населения, то тогда это было громкое дело, только в школах это не проходят, поэтому и не знают сейчас об этом."
"Очень грустно и близко.Моих родичей Бакшеевых в начале 30-х большой семьёй гнали из Забайкалья в Колпашево. Некоторым удалось сохраниться в Томске. Остальные, насколько мне известно, потерялись в Колпашево навсегда."
"Я жила в Томске до 1988 года. Об этих событиях на Колпашевском яру мы, томичи, слышали. Но только в почти официальной версии - вскрылись захоронения при тюрьме, где за все годы советской власти (!) были якобы упокоены умершие, расстрелянные и даже ссыльные...
Как бы ничего особенного. Сибирские реки иногда размывают кладбища на яру и по течению сносит гробы или тела. Думаю, послойность захоронения списали на экономность - тюремный двор не погост.. А сохранность тел была неудивительна в тех местах.
Хотя именно по причине этой сохранности и массовости захоронения этот случай стал широко известен.. При этом о зверски будничной расправе с трупами даже слухов я не помню, несмотря на то, что знала о событиях от очевидца - моя подруга была родом из Колпашева...
Вряд ли потому, что это была обыденность. Скорее потому ли, что "спецоперация" проводилась все-таки силами не местного населения, а товарищами в погонах.
Ради справедливости стоит сказать, что эти места (до ВОВ это был Нарымский край) - край ссыльных и репрессированных, людей по закону бесправных, измученных, униженных перед властью, с почти генетическим страхом в крови...
И все-таки, как я помню по рассказам, эти люди тайком ходили искать в куче трупов своих родных и близких, вспоминали приметы, во что был одет, и передавали деньги тем, кто был "вхож", чтобы дали похоронить по-человечески... А вот вертухаи-охранники, что жили тут же, среди - да, они могли пойти в добровольцы-палачи... "
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий