Окисление моторного масла: почему лабораторные тесты врут?

15 мая 2025
1 371
Знаете, почему важно, чтобы производитель смазочных материалов не просто тестировал свою продукция в лаборатории, но и испытывал на имитирующих дорожные условия стендах? Ответ простой: натурные тесты более правдивы, нежели лабораторные. Почему – объясняем ниже!
Главный враг двигателя – окисление
Когда моторное масло работает в условиях высоких температур и давления (например, в зоне поршней или картере), и там оно неизбежно окисляется. Это ухудшает его свойства, что может навредить двигателю.
Производители масел и автоконцерны давно включили тесты на окисление в свои стандарты, но, как выяснилось, лабораторные методы далеки от реальности.
Почему лабораторные тесты недотягивают?
Чтобы проверить масло в условиях, близких к реальным, используют два метода:
1. Дорожные испытания — машину «гоняют» на стенде, имитируя тяжелые условия (например, подъем в гору). Но такие тесты дорогие (от $50 000) и требуют много времени.
2. Лабораторные тесты — дешевле и быстрее, но… они не учитывают реальные процессы в двигателе.
Главная проблема лабораторий:
• В реальном двигателе окисление ускоряется из-за микрочастиц железа (продукт износа), которые взаимодействуют с кислотами и катализируют реакцию.
Масло может замедлять этот процесс.
• В лаборатории же железо (в форме Fe(AcAc)₃) добавляют сразу в начале теста, да еще и проводят испытания при нереально высоких температурах (150–170°C). В итоге масло ведет себя не так, как в двигателе.
Эксперимент: стенд vs лаборатория
Компания Infineum (та самая, которая выпускает лучшие в мире пакеты присадок в числе еще трех лидеров отрасли – Lubrizol, Afton и Chevron) сравнила два масла:
• Масло А — контролирует превращение железа в активную форму, замедляя окисление.
• Масло B — не имеет такой защиты.
При испытаниях на стенде (имитация езды в гору) масло А показало отличные результаты. Но в лабораторном тесте CEC L-109 его окисление было на 40% выше! Виной всему – искусственно добавленное железо и завышенные температуры.
Вывод: тесты мешают прогрессу
Современные моторные масла должны:
• экономить топливо,
• защищать двигатель от износа,
• быть дешевле в производстве.
Но лабораторные тесты, наоборот, вынуждают производителей использовать больше присадок или выбирать неоптимальные решения, лишь бы пройти искусственные условия. Это тормозит инновации и повышает стоимость масел.
Что делать?
Автопромышленности нужен пересмотр стандартов:
• Тесты должны лучше имитировать реальные условия.
• Нельзя завышать требования без доказанной пользы для двигателя.
• Производителям масел нужно больше свободы в выборе технологий.
Лабораторные тесты – это, конечно, не зло, но и не источник истины в последней инстанции. Пока лучший способ оценить масло – это испытания в реальных условиях, а не в пробирках.
Тот же HYUNDAI Oilbank – южнокорейский производитель масел бренда HYUNDAI XTeer – это учитывает и всегда испытывает свою продукцию на стендах, хотя это и требует определенного терпения и вложений. Получается, совершенно правильно делает!
6
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем