Мороз и масло: как въехать в Новый год без сюрпризов от мотора

17 декабря 2024
814
Смена года – время чудес, праздников и, конечно же, морозов. Мы утепляемся, кутаемся в шарфы, покупаем теплую обувь, но часто забываем, что наш автомобиль тоже нуждается в «зимней одежде». Ключевой элемент такого ухода – моторное масло. Еще не поздно сделать для машины самую малость, дабы в Новый год она въехала с бодрым «рррр», а не с недовольным «кхеканьем», и ваше праздничное веселье не омрачилось внезапной поломкой.
Почему масло?
Даже не искушенные в маслонауке водители прекрасно знают, что мороз делает смазочный материал гуще, усложняя его циркуляцию в системе. А это идет вразрез с идеей о том, что масло должно снижать трение между деталями, защищать двигатель и продлевать срок его службы. Если к зиме смазочный материал неправильно подобран, со своими функциями он попросту не справится. И главный вопрос в свете предстоящих холодов – как предугадать, насколько крепкий «минус» способен выдержать смазочный материал? Как высчитать тот самый предел, за которым может последовать если не поломка двигателя, то, как минимум, омраченный праздник из-за невозможности вовремя завести мотор и приехать к накрытому новогоднему столу?
Вязкий вопрос
Основное, что может рассказать нам об устойчивости масла к морозам – это показатель вязкости. Обозначение на канистре типа «5W-30» – это он и есть. «Зимнюю» информацию несет в себе число перед буквой буквой W ( от англ. winter – «зима»). Оно нам и указывает на степень устойчивости масла к низким температурам. Чем меньше цифра, тем лучше масло ведет себя на морозе. Соответственно, вывод такой, что самыми стойкими в этом плане являются «нулевки» – масла с вязкостью 0W-20, 0W-30 или 0W-40. Их и покупаем к зиме, если точно знаем, что сильных морозов не миновать, и пересадка с авто на общественный транспорт на время жестких похолоданий не предвидится.
Какой именно минус в цифрах?
Некоторые «прошаренные» автомобилисты, чтобы точно узнать, насколько масло устойчиво к морозам, разыскивают и читают документы на продукты. И это было бы абсолютно сознательно и правильно, если бы не хромала интерпретация всего, что автовладельцы вычитывают в паспортах моторных масел. Да, в подобных документах производители смазочных материалов действительно указывают температуру застывания продукта. И у иной «нулевки» этот показатель может доходить до минус 50 градусов по Цельсию. Вот многие водители и делают вывод о том, что это и есть тот порог выносливости, до которого масло, будучи залитым в двигатель, будет прекрасно справляться со своими функциями. Но это не так!

Дело в том, что температура застывания по паспорту указывает на то, когда масло замерзнет полностью. То есть оно станет твердым льдом, не способным не то что прокачиваться в системе ДВС, а просто хоть как-то менять форму. А вот за сколько градусов до этого состояния масло только начнет загустевать, постепенно утрачивая свои заявленные эксплуатационные свойства, нигде не написано, и понять это по документам просто невозможно.
Истина – где-то в SAE
Для того чтобы максимально точно определить, какие морозы способно с честью и достоинством пережить моторное масло, следует обращаться к классификации SAE J300. Она выглядит вот так:
Обратить внимание стоит на три левых столбца: в них указана динамическая вязкость масел, которую в обиходе и называют зимней. Прежде чем маслу присваивается тот или иной ее класс, его тестируют на специальных установках – вискозиметрах. Аппарат, именуемый CCS (Сold Сranking Simulator), имитирует холодный запуск. Соответственно, он позволяет определить предел температуры окружающей среды, при которой остывший до этой температуры двигатель запускать безопасно, так как масло, достигнув узлов трения, будет сохранять в них заявленные производителем эксплуатационные качества.

В третьем слева столбце отображены показатели прокачиваемости. Их определяют, прогоняя масло через аппарат, называемый MRV (Mini Rotary Viscometer). Это та температура, при которой с холодным маслом еще справляется масляный насос. Это и есть предел, до которого масло сохраняет текучесть. А потом оно уже начнет «схватываться», насос не сможет его качать, и тогда смазка не сможет достигнуть узлов трения.
Соответственно, для водителей первостепенную важность имеют только данные из столбца, в котором указан лимит температур для адекватной работы масла в узлах трения при запуске мотора «на холодную». И температуры эти, как мы видим, такие:

• для масел 0W – минус 35°C
• для масел 5W – минус 30°C
• для масел 10W – минус 25°C
• для масел 15W – минус 20°C
• для масел 20W – минус 15°C
• для масел 25W – минус 10°C

Любые иные показатели, пусть они и указываются производителями масел в разных важных документах, для водителей, пытающихся понять, в какую температуру зимой им безопасно заводить свою машину, неинформативны, и ориентироваться на них нельзя!
Увы, без чуда
Таким образом, новогоднего чуда даже от самого дорогого и разрекламированного масла ждать не стоит: в крепкие морозы и оно может подвести. Ведь что такое смазочный материал? Это, по сути своей, углеводороды. А у всех углеводородов есть одно досадное свойство – при низких температурах они замерзают. Даже моторные масла, сделанные с использованием базовых масел IV и V групп (ПАО и т.н. «эстеров»), в условиях арктический зимы чудес не демонстрируют. И автовладельцы, не понаслышке знакомые с жизнью и ездой за полярным кругом, подтвердят, что лучшей гарантией сохранения работоспособности двигателя после суровой морозной ночи может служить лишь теплый гараж или специальная система подогрева двигателя. Конечно, на мировом рынке существуют премиальные смазочные материалы, по своим характеристикам значительно превышающие требования SAE J300 и способные выдерживать значительный минус. Но они, во-первых, большинству обычных автолюбителей не по карману, а во-вторых, с российского рынка они, по известным причинам, исчезли.

Посему вывод такой: не стоит безоговорочно верить глазам своим, изучая физико-химические характеристики моторного масла в паспорте качества. Главный ориентир для водителя – классификация SAE J300. А в ней, как мы сейчас убедились, цифры куда скромнее, чем в паспортах. И если этим цифрам верить (а верить нужно!), то даже «нулевки» теряют часть своих эксплуатационных качеств в минус 35, не говоря уже о «пятёрках», «десятках» и т.д.

Так что, даже если в Новый год вы въезжаете на качественном и правильно подобранном масле, стоит помнить: в суровые морозы ниже 35 лучше всего отправляться в гости пешком.
5
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий