МАФ и МАП датчики: что это и как работают?
Всем привет) МАФ и МАП, а по-русски это ДМРВ и ДАД - это датчики, которые сейчас стоят на абсолютно каждом новом автомобиле (либо 1 из них, либо оба). Что это за датчики и почему о них важно знать?
МАФ
МАФ (Mass Air Flow), он же ДМРВ (Датчик Массового Расхода Воздуха) - это датчик, который измеряет количество воздуха, которое поступает в двигатель, и передает эту информацию в ЭБУ (Электронный Блок Управления, именуемый в народе мозгами).
Эти данные нужны для того, чтобы рассчитать количество топлива, необходимое для корректного соотношения воздуха и топлива. Обычно, в гражданских автомобилях это соотношение равно 14,7 долям воздуха к 1 доле бензина. ДМРВ бывает бывает нескольких видов:
- Термоанемометрический. Принцип работы заключается в использовании нагретой нити или пленочного элемента для измерения расхода воздуха. Нить нагревается до значения, превышающего температуру воздуха на впуске на 75-100 градусов.
Когда воздух проходит, то элемент, который искуственно нагревался, охлаждается этим воздухом, при этом ЭБУ увеличивает ток, которым элемент нагревается. Соответственно, значением силы тока, которая необходима для нагрева элемента, определяется количество воздуха, поступающее в двигатель. Принцип с пленочным элементом не отличается.
- Пленочный ДМРВ. Усовершенствованная технология, пленка имеет 2 датчика, между которыми расположен нагреваемый элемент. Когда авто работает, между двумя датчиками имеется разница в температурах нагрева, и исходя из этой разницы определяется масса воздуха.
МАП
МАП (Manifold Absolute Pressure Sensor), он же ДАД (Датчик Абсолютного Давления) - это датчик, который используются для измерения давления во впускном коллекторе.
На основе информации, которую передает ДАД в ЭБУ, рассчитывается количество воздуха, поступающее в двигатель, и также определяется оптимальное количество топлива для впрыска. В общем, суть действий та же, что и у ДМРВ. Как же он работает?
Датчик состоит из чувствительного элемента, мембраны, которая реагирует на изменение давления. В дополнение, на датчике есть электронная схема, которая преобразует механическое воздействие в электрический сигнал.
Так, когда, например, при открытии дроссельной заслонки мембрана внутри датчика деформируется, что порождает изменение электрического сигнала. Этот сигнал передается в ЭБУ, затем происходит корректировка количества впрыскиваемого топлива.
Как определить, что датчики вышли из строя?
Для ДМРВ и ДАД есть несколько маркеров:
- Повышенный расход топлива;
- Плохой запуск двигателя;
- Снижение мощности двигателя;
- Иногда это могут быть ошибки на приборной панели.
Другими словами, если вы чувствуете, что пропала тяга, или авто запускается не так легко, как раньше - вероятно, проблема может крыться в каком-то из этих датчиков.
МАФ и МАП давно используются в автомобилях для формирования корректной смеси, и несмотря на их недостатки (например, чувствительность к загрязнению, необходимость в тонкой настройке) замены для них нет, так как они отлично справляются со своей задачей.