Лучшие гравийные велосипеды: мой ТОП-5 гревелов 2025
Велосипеды бывают разные. Складные, с амортизационной вилкой, с толстенными покрышками. А бывают гравийные, то есть – гревелы. Вообще, что это такое? Гревел – тип велосипеда, который предназначен для езды по смешанным поверхностям, включая асфальт, гравий и грунтовые дороги.
Да и лес. Он сочетает в себе элементы шоссейного и горного велосипеда, что делает его универсальным для различных условий.
Из ключевых особенностей я бы отметил следующие:
1. Руль-баран. Простейший признак гревела. Мне кажется, само появление гравийных велосипедов было неизбежным, после того как граждане поняли, что даже на умеренном бездорожье руль-баран может быть гораздо удобнее руля-палки.
2. Широкие покрышки. В отличие от шоссеров, гревелы имеют более широкие шины для лучшего сцепления и комфорта. Обычно от 1,2” до 1,7”, но вообще - как разгуляется производитель.
Дело доходит и до 3” покрышек, хотя в таком случае категория «гревел» плавно перетекает в «дроп-бар МТБ».
3. «Расслабленная» геометрия. Опять же сравниваем с шоссерами. Шоссейные велосипеды – это про очень здоровую и крепкую спину, с которой райдер запросто наматывает сотни километров в режиме максимальной скорости и эффективности.
Гревел – это про геометрию с более вертикальной (если хотите – мтб-шной) посадкой, которая обеспечивает комфорт на те же сотни километров. Именно гревелы и производные от них (а не шоссейники) чаще всего используют для велотуризма.
4. Дисковые тормоза. В самом деле, если среди шоссейников V-brake – это норма, то гревелы подразумевают гораздо более всепогодное и всесезонное использование. Поэтому в почете дисковая механика и гидравлика.
5. Множество креплений. Гравийные велосипеды часто имеют дополнительные крепления/бонки на вилке, задних перьях, других трубах рамы – для установки багажников, крыльев и бутылок с водой.
Другими словами, гревелы чаще и лучше в сравнении с горными велосипедами, не говоря о шоссерах, «заточены» под велопутешествия – хоть однодневные, хоть затяжные дальние поездки.
Амортизационная вилка – или жесткая?
В гревелах используется жесткая вилка, поэтому многие граждане несомненно начинают возмущаться – как так, а вдруг камешек больше, внезапная кочка на дороге и все такое? Даже самая дешевая амо-вилка отработает, а с жесткой есть не иллюзорный шанс оказаться на земле.
Но в действительности многие райдеры приходят к жестким вилкам раз после того как начинают пользоваться блокировкой – на амортизационной. Внезапно выясняется, что комфорта при правильных покрышках и давлении в них – меньше не становится.
Во всяком случае, на тех же грунтовках и тропинках. Только жесткая вилка еще и весит на пару кило меньше, а об экономии на обслуживании я и вовсе молчу.
В конце концов, в продаже без труда можно найти и гревелы с короткоходными амортизационными вилками. Да, заявляться с ними на мировой чемпионат по кросс-кантри или даунхиллу я бы не советовал. Но в остальном это нормальные рабочие решения.
На российском рынке представлено довольно много гревелов, причем уход всяких зарубежных брендов даже пошел на пользу – появился ряд крайне симпатичных отечественных компаний с интересными моделями.
Лучший гревел для бездорожья: Shulz Boys Don't Cry (87 700 руб)
Модель от питерского бренда, выпускается уже пять лет и сменила несколько поколений. Если для всяких дальних стран подобный аппарат давно не в новинку, то для России это был уникальный аппарат.
И он определенно оставил свой очень заметный след в отечественном велотуризме (наряду с Shulz Wanderer). Что такого особенного в «Мальчики не плачут»?
Во-первых, это модель с хромолевой рамой и вилкой. Хромоль в отличие от алюминия гораздо меньше накапливает усталость, а также умеет гасить мелкие вибрации, делать поезду мягче, комфортнее.
Далее - Boys Don't Cry ориентирован именно на внедорожные поверхности, поэтому в стоке укомплектован Continental Cross King 27,5х2,3”. А вообще зазоры позволяют установить покрышки вплоть до 27,5х2,6”.
Велосипед выполнен на осях, промподшипники – в рулевой, каретке и втулках. Обода поддерживают бескамерку, а покрышки – Tubeless Ready. Бонок для установки всего чего душа пожелает – предостаточно.
Единственная спорная особенность – торцевая манетка. Как правило рано или поздно владельцы все же меняют ее на что-то более продвинутое. Кстати, о трансмиссии.
У нас 10-скорстной microSHIFT ADVENT X с кассетой 11-46T при передней звезде 34T. То есть, аппарат даже в стоке очень даже готов к целевому использованию.
Shulz совершенно точно был первым, а сейчас остается чуть ли не единственным брендом, который предлагает в России вилсеты – комплекты из рамы и вилки. И это одна из причин популярности моделей бренда.
Так и с Shulz Boys Don't Cry – даже при минимальном опыте видно, что вилсет тут роскошный, цена крайне адекватная, поэтому в итоге можно с весьма умеренным бюджетом собрать так сказать велосипед мечты.
Лучший гревел до 150 000 руб: Aspect Allroad Pro (120 000 руб)
Когда-то Aspect был немецким брендом, который тесно дружил с владельцами российском сети веломагазинов «Велострана». Но после известных событий 2022 года бренд целиком перешел под крыло российского юрлица. Эт пошло ему сугубо на пользу.
В прошлом году была представлена совершенно новая линейка отличных велосипедов. Местами у меня складывалось впечатление, что хоть у Aspect и очень красивые (а расцветка у них – закачаешься) велосипеды, но как будто были чуть дороже чем могли бы.
Тем удивительнее было, когда оказалось, что если выбирать среди моделей с алюминиевой рамой в бюджете 100-150 тыс руб, Aspect предлагает чуть ли не наиболее интересные решения.
Конкретно Aspect Allroad Pro (2025) стоит 120 000, и неожиданно оказался отличным аппаратом, так сказать топ за свои деньги.
Расцветка всего одна, бежевая с переходом в какой-то молочный оттенок. На фото выглядит неоднозначно, вживую – отлично. В целом модель дает все то, чего и ждешь от гревела за такую сумму.
Алюминиевая 6061 рама, карбоновая вилка. Провода – со скрытой прокладкой, плюс десять очков к стилю и эстетике. Бонок не то чтобы насыпали от души, но туристический стандарт присутствует. Оси, промподшипники в нужных местах – все это есть.
Трансмиссия представлена замечательным Microshift Sword – 10 скоростей при передней 42T звезде и кассете-сковородке MicroShift Advent 11-48T.
«Лайк» за покрышки CST Pika 700Сх42C. Это не слик, а именно универсальный вариант, который будет отлично держать на грунтовой дороге. Само собой и обода, и покрышки поддерживают бескамерку.
Тормоза – дисковая механика TRP Spyre MD-C610C на 160 мм роторах. Хотелось бы гидравлику, но констатирую как факт, это нормальная ситуация для гревелом даже при цене в 120 000 руб.
Если сравнивать с аналогами, прежде всего меня не устраивает обилие предложений на чисто шоссейных трансмиссиях, да еще самого начального уровня типа Sora и Claris.
Ау, у нас тут повышенные вибрации, ударные нагрузки. А нам предлагают месить гравийку на совершенно не целевой трансмиссии. К тому же подобные решения – это как правил двойник спереди, что совершенно не устраивает многих покупателей.
Лучший гревел с воздушной вилкой: Hagen GR 10 Air (120 000 руб)
Отличный российский бренд с замечательными велосипедами. Один из немногих, кто предлагает гревелы с амортизационными вилками. Прочие характеристики – тоже вполне на уровне. Сразу о самом приятном, Hagen GR 10 Air доступен аж в четырех ростовках: S, M, L и XL.
Откровенно говоря, в целом по своим параметрам это практически тот же Aspect Allroad Pro. Оси, внутренняя проводка тросиков, поддержка бескамерки, Microshift Sword на 10 скоростей, промподшипники в нужных местах, включая педали.
Разве что покрышка как ни странно менее внедорожная, тут практически сликовый Chaoyang Gravel GP 700x45C. И седло весьма достойное, анатомическое Selle Royal Gravel.
О вилке. Это Uding GR30 с ходом 30 мм. Дело такое – основатель Hagen много времени проводит в Китае, где «от и до» контролирует производство. Поэтому бренд вполне заслуживает определенный кредит доверия.
Если выбрали этот самый Uding, о котором я ничего раньше не слышал, значит вилка заслуживает внимания.
Вес в зависимости от ростовки находится на уровне 12-12,5 кг. Логичный результат наличия вилки.
Лучший хромолевый гревел: Shulz The Lightning (99 000 руб)
Я уже рассказал выше о плюсах хромолевых рам, н на всякий случай коротко: более долговечные в сравнении с алюминиевыми и дают определенное гашение всяких неровностей. Итог – меньше бьет в руки, в целом ехать заметно комфортнее.
У меня был опыт катания на карбоновом гревеле (кстати – Borant, который упомяну в своем рейтинге). Так вот, ощущения крайне схожи с хромолевыми аппаратами.
Граждане «в теме» наверняка хотели бы видеть тут легендарный Shulz Wanderer. Но давайте у нас будет в подборке только один аппарат с торцевой манеткой:) А если серьезно – этой весной Shulz на выставке показал преемника Wanderer – модель Ruta 40 c нормальным переключателем скоростей. Но пока не до конца понятно, выпустят ли модель и фреймсет в этом сезоне.
Так вот, Shulz The Lightning. Это весьма любопытный велосипед в ретро-стиле, слегка напоминает ХВЗ. Что нехарактерно для Shulz – тут в меньшей степени упор на комфорт и в большей – на скорость.
Наверное лучше всего про велосипед емко сказал сам бренд: «хромолевый грэвел-байк с карбоновой вилкой и спортивной посадкой для любителей современного, динамичного и, возможно, жесткого стиля езды».
Мне нравится The Lightning тем, что это не банальная модель. Я имею ввиду то, что типовых гревелов, с типовой геометрией – вокруг навалом. И Shulz вероятно не видел смысла добавлять в ассортимент то, что плюс-минус есть у других (даже с учетом хромоля).
Кстати, The Lightning – это первый серийный велосипед Shulz с рулем-бараном и без торцевой манетки, ура-ура. У нас отличнейшая трансмиссия microSHIFT Sword на 10 скоростей. Кассета – тоже Sword, 11-48T.
Спереди мега-звезда 42T, которая подтверждает скоростной характер модели. Покрышки сликовые, WTB ByWay 700х44c (максимум – 45с). Оси, промподшипники во втулках, каретке, рулевой – присутствуют.
Для своего класса и с учетом навески у The Lightning ну очень гуманная цена в 99 000 руб. Вдобавок Shulz очень любит дарить на сайте и в своих магазинах 5% скидку. Поводы самые разные – наступление весны, лета, осени или зимы (зимой – и все 10-15% бывают).
О фреймсете. Да, тоже есть в продаже, стоит почти 40 000 руб, как и велосипед доступен в ростовках S, M и L.
Лучший карбоновый гревел топ-класса: Borant Omni (от 270 000 руб)
Как говорится – широко известный в узких кругах спортсменов СНГ-бренд. Наверное, чтобы не углубляться в историю компании, скажу о ней пару важных фактов.
Borant – это единственная компания в СНГ, чей шоссейный велосипед получил сертификацию UCI и может участвовать в любых стартах (в т.ч. чемпионатах мира) главной велосипедной рганизации нашей любимой планеты. А еще Borant в свое время даже совместно с UCI разработали испытательный стенд для сертификации колес. То есть, бренд тестирует их у себя – и по результатам испытаний получает сертификат UCI.
Перейдем к гревелам. Главное, что нужно понимать – Borant делает топовые карбоновые модели, причем на каких угодно гравийных трансмиссиях Shimano. При этом стоят велосипеды от 270 000 руб, тогда как у всяких известных компаний при тех же характеристиках ценник начинается где-то от 500 000 руб.
Новинка 2025 года – модель Borant Omni. Модель могут собрать на трансмиссиях Shimano GRX600, GRX822 или APEX AXS. Но вообще возможен полный кастом – скажем, по желанию руль, подседельный штырь заменят на карбоновые.
Отличная фишка – покупателю сразу установят покрышки бескамерно. Тратиться на ленту, ниппели, герметик, время на веломастерскую не нужно. Велосипед доставили, собираем – и катаемся. Доступные ростовки – S, M, L и XL.
***
На этом, пожалуй, закончу. Наверняка возникнет вопрос – а где же недорогие гревелы? Но дело в том, что их не особо-то есть в продаже.
Если внимательно присмотреться, в среднем ценник стартует примерно от 90 000 руб – и тут уже как говорится на вкус и цвет можно высматривать между чего-то вроде Welt G80, Hagen GR9 (2025) или Polygon Bend R2 27.5 (2025).