ЛуАЗ-1901: технические особенности автомобиля для геологоразведки

18 марта 2025
43 122
ЛуАЗ-1901, прозванный «табуреткой», был создан в 1970-х на Луцком автомобильном заводе как компактный вездеход для сельской местности. Изначально модель разрабатывалась для военных и аграрных задач, но благодаря своей проходимости быстро заинтересовала геологов.
В 1990-х автомобиль модернизировали, добавив полный привод и усилив конструкцию, что сделало его идеальным для работы в труднодоступных регионах.
Технические характеристики ЛуАЗ-1901 включают бензиновый двигатель МеМЗ-245 (1.2 л, 58 л.с.) или дизель МеМЗ-307 (1.5 л, 45 л.с.).
Грузоподъемность машины достигает 450–500 кг, клиренс — 28 см, а полный привод с блокировкой дифференциала позволяет преодолевать сложные участки.
При расходе топлива 12–15 л/100 км и скромных габаритах (длина 3.4 м, ширина 1.6 м) автомобиль выделяется компактностью, что позволяет ему проходить там, где застревают более крупные внедорожники.
Упрощенная конструкция и возможность движения с полуспущенными колесами делают его ремонтопригодным даже в полевых условиях.

Применение ЛуАЗ-1901 в геологии

Геологи выбирают ЛуАЗ-1901 за доступность (б/у модели стоят от 50 тыс. рублей), проходимость и грузоподъемность.
Машина преодолевает болота, горные тропы и каменистые плато, а ее малый вес (980 кг) предотвращает увязание в глине. Технические преимущества дополняются возможностью установки лебедки, дополнительных баков и полевой лаборатории.
Закрытая кабина защищает от непогоды, что критично в многодневных экспедициях.
Примеры использования ЛуАЗ-1901 впечатляют. В 2021 году на плато Путорана он доставил геологов к никелевым месторождениям, пройдя по руслам пересохших рек.
В Якутии машина перевозила буровые установки в условиях вечной мерзлоты, где другие внедорожники перегревались.

ЛуАЗ в геологоразведочных работах

В разведке полезных ископаемых ЛуАЗ-1901 играет ключевую роль, транспортируя пробы, оборудование и топливо в удаленные районы.
На его базе создают мобильные лаборатории: на крыше крепят GPS-оборудование и буровые штанги, а в салоне размещают спектрометры и образцы пород. Стандартное оснащение включает лебедку с усилием до 3 тонн, дополнительные аккумуляторы для приборов и утепленные ящики для хранения проб.
Сравнение с конкурентами

Основными аналогами ЛуАЗ-1901 являются УАЗ-469, ГАЗ-66 и квадроциклы. УАЗ-469 мощнее (75 л.с.), но шире (1.8 м) и тяжелее (1650 кг), что ограничивает маневренность.
ГАЗ-66 обладает грузоподъемностью до 4 тонн, но огромные габариты и расход топлива 25 л/100 км делают его непрактичным. Квадроциклы проигрывают в грузоподъемности (до 150 кг) и отсутствии защиты от непогоды.
Преимущества ЛуАЗ — лучшее сочетание компактности и грузоподъемности, низкая стоимость обслуживания и ремонтопригодность. Однако у модели есть недостатки: слабая динамика (максимальная скорость 75 км/ч) и шумный салон.
Советы по эксплуатации для геологов
Подготовка ЛуАЗ-1901 к экспедициям включает установку защиты днища, усиленных пружин и дополнительного бака на крыше (40 л). Рейлинги на кузове помогают закрепить оборудование.
В полевых условиях важно иметь ремкомплект (патрубки, ремни ГРМ, свечи), промывать тормозные диски после болот и контролировать уровень масла в мостах.
Для безопасности снижайте давление в шинах до 0.5 атм на сложных участках и не перегружайте машину (максимум — 800 кг с оборудованием).
Перспективы модернизации

ЛуАЗ-1901 обладает потенциалом для улучшений. Установка дизельного двигателя Cummins 2.8 л (120 л.с.) повысит мощность, а интеграция спутниковой навигации упростит работу в удаленных районах.
Использование алюминиевых сплавов снизит вес, а гибридная силовая установка сократит расход топлива. В будущем модель может стать базой для автономных роботизированных комплексов разведки.
ЛуАЗ-1901 остается легендой геологоразведки, сочетая надежность, проходимость и доступность. При грамотной подготовке он незаменим для тех, кто ищет полезные ископаемые там, где заканчиваются дороги.
194
Комментарии83
один вопрос,,кокой там ремень грм
Нравится
Ответить
8
2 апреля 2025
Там нет ремня ГРМ. Там шестерня текстолитовая
Нравится
Ответить
16
8 апреля 2025
Красный внедорожник, 245 мотор, это мотор от Таврии.
Довольно редкая модификация!
Нравится
Ответить
3
Красный внедорожник,
А то, что автор у ЛуАЗа мосты нашёл, вас не удивило?
:)
Нравится
Ответить
9
Дмитрий, МеМЗ 245 с ременным приводом ГРМ и даже "невтыковый", ремень, в случае обрыва менялся очень легко и быстро.
Нравится
Ответить
3
14 апреля 2025
Дмитрий, на Мемз 245, есть таки ремень ГРМ. Это обычный мотор от Таврии. С водяным охлаждением!!!
Нравится
Ответить
2
15 апреля 2025
Фиолетовый лимузин, а пружины где стоят?что вместо торсионов?
Нравится
Ответить
1
Красный внедорожник, Там цепь.
Нравится
Ответить
31 марта 2025
А по дорогам можно ездить? И сколько он стоит?
Нравится
Ответить
3
11 апреля 2025
masha@vposteli.pro, велосипеды делать не могут, самокаты. И дороги
Нравится
Ответить
4
Нравится
Ответить
Изначально это был транспортёр переднего края, ТПК. Кабины у него не было, а санитар управлял им лёжа, рядом лежал раненый. Предназначался для эвакуации раненых с поля боя, поэтому и низкий. Последующий вариант, с кабиной, предназначался для иных целей. Как мне кажется, для разведки и отбора проб.
Нравится
Ответить
9
Коричневый хэтчбек, тпк другой автомобиль совсем. Их объединяет завод, и соответственно, запчасти и агрегаты, но концепция разная
Нравится
Ответить
2
3 апреля 2025
Коричневый хэтчбек, как это, лёжа управлять?
Нравится
Ответить
3 апреля 2025
d260174, да . сам видел))а ещё он и плавал)))
Нравится
Ответить
7
7 апреля 2025
d260174, Был вариант для военных ТПК ( транспортер переднего края) рулевая колонка посредине, водитель при необходимости мог убирать свое сиденье, и управлять ТПК лежа высота авто при этом становилась очень низкой, плюс машина амфибия плавает. но показанный шестиколесник к ТПК не имеет никакого отношения.
Нравится
Ответить
12
7 апреля 2025
d260174, привел фотку этого эвакуационного ЛуАЗа в свое
Нравится
Ответить
1
9 апреля 2025
d260174,
Нравится
Ответить
21
d260174, Управлялся сидя, а когда была необходимость ставился триплекс 30 см и управление осуществлялось полулёжа.
Нравится
Ответить
14 апреля 2025
Коричневый хэтчбек, Вот ЛуАЗ-967 ТПК. Сиденье есть для водителя.
Нравится
Ответить
3
22 апреля 2025
d260174, Это тпк изначально был,для военных,поэтому и лёжа надо было управлять!!
Нравится
Ответить
3 апреля 2025
Блин, какая же чушь написана! Это точно ЧатГПТ писал.
Нравится
Ответить
7
3 апреля 2025
Давайте воскресим ЛУАЗ, дадим конкурента ВАЗу за доступную цену!
Нравится
Ответить
23
3 апреля 2025
Чёрный пикап, это луаз 967 амфибия ,водитель сидит по середине на сиденье,по воде идет от вращения колес,для перевозки раненых
Нравится
Ответить
2
8 апреля 2025
виктор л., не дружище, там стоял винт, но от вращения колёс! Когда он шёл по дороге, то винт тоже крутился! У нас в Кургане три-четыре таких ходят, одного очень часто на рыбалке вижу, прикольно, мне лодку, мотор на лодку надо к воде, а это дядька заехал в воду и пошёл...Конечно не на ,,глисе" , но и не на вёслах! И да, руль посередине, а за ним слева и справа типа лавочек установлены и на каркасе тент верхний!
Нравится
Ответить
10
22 апреля 2025
Чёрный пикап, Навар меньше будет для халявщиков!!
Нравится
Ответить
Синий хэтчбек, гребного винта на тпк небыло. Плавал за счёт вращения колёс и был очень неустойчив даже на слабом течении. Их сняли с вооруженич где- то в 89-90 гг и распродавали по 4012 рублей. Кроме асего прочего у него была лебёдка с тросом 200 м для эвакуации раненого на носилках. Трос цепляли за носилки и лебёдкой подтаскивали к машине. Дно было плоское и если машина садилась на днище, то плотно. Правда за зад его можно было свободно поднять двум человекам и переместить в сторону. Я поднимал его сам, но не в грязи и на спор. Откидные борта были съёмные и их можно использовать как мост для преодоления не широких канав и пр. препятствий. Задумка была не плохая. Эвакуировать 2-х лежачих раненых, эио не плохо. Не знаю причину снятия с вооружения.
Нравится
Ответить
Бред, какой-то, Автор явно не читал свое произведение, с учетом того что, с 1970 года таких машин было произведено всего восемь (ВОСЕМЬ, Карл!) штук. Какая перспективная модернизация? Какие нафиг буровые установки? Вы о чем вообще? Бред.
Нравится
Ответить
15
Фиолетовый пикап, ручной бур 😄😂
Нравится
Ответить
1
Двигатель слабоват.
Нравится
Ответить
3
21 апреля 2025
Фиолетовый универсал, там коробка передач как на тракторе с понижайками1,2,3 скорости-передаточные числа
Нравится
Ответить
6 апреля 2025
Ранее была статья , что по заказу геологов было выпущено 10 штук , больше эти машины не выпускались. Геологи были очень довольны, хотели повторить заказ - отказали. Завод на Украине был - тогда откуда еще эти ЛуАЗ-1901?
Нравится
Ответить
4
Скорость 75 км! Я на своём сотку ездил и не раз. Правда, нужно разогнаться.
Нравится
Ответить
4
11 апреля 2025
Зелёный лимузин, я 90 км/ч ездил пассажиром. Такое ощущение, если бы сотку набрали, нас об воздух бы разбило)) и страшно было))
Нравится
Ответить
6
Зелёный лимузин,под горку,на нейтральной передачи?
Нравится
Ответить
Видел ЛуАЗ с движком от Таврии- супер!
Нравится
Ответить
3
Зелёный лимузин, но это совсем не то, что на фото.
Нравится
Ответить
9 апреля 2025
На фото не луаз, а модификация которая в серию не пошла, геолого-разведочные партии такую шляпу бы навряд ли закупали... Что за высер я прочитал...
Нравится
Ответить
4
А чёй то у него и правда 6 катков? Вот что-нибудь такое ремонтопригодное в поле на коленке надо выпускать и конечно не по цене " кирпича".
Нравится
Ответить
1
Афтор не пиши больше. Не твоё это.
Нравится
Ответить
5
Коричневый минивэн, у меня ЛуАЗ движок ваз 01 менять не собираюсь лучше пока не придумали
Нравится
Ответить
7
Что за бред, автор? Как вместо 50 кг двигателя МеМЗ воткнуть 300 кг камминса?
Нравится
Ответить
2
10 апреля 2025
Какой то двоечник писал,
про птичек пишите или рыбок.
Автомобильная тема это не ваше 🤣
Нравится
Ответить
4
11 апреля 2025
писатель , мать твою. Откуда в запорожском двигателе ремень ГРМ ? Ты вообще знаешь что такое ГРМ ? Здесь привод о шестерни .
Нравится
Ответить
3
11 апреля 2025
Зелёное купе, МеМЗ 245
Нравится
Ответить
21 апреля 2025
Зелёное купе, ага у меня 1 раз эта эбонитовая шестерня разссыпалась
Нравится
Ответить
11 апреля 2025
Луаз луноход был очень проблемным вездеходом, движок слабый, ломалось все на раз-два. 
Думаю что эта модель не лучше.
Нравится
Ответить
3
Синий седан, Машина в руках дурака, кусок железа 😂😄
Нравится
Ответить
1
Синий седан,унас все доделывать надо самурайчики из нивки сузуки сляпали и из луазика вещь сделают
Нравится
Ответить
луаз- это украина?
Нравится
Ответить
21 апреля 2025
Синий внедорожник, да это родина космических двигателей и самого большого самолёта
Нравится
Ответить
Moiseenko Oleg, что то родина сдохла без России ни тебе ни двигателей ракетных,ни самолётов ни больших ни маленьких. За 25 лет так и не создали ни чего путного,кроме националистов...
Нравится
Ответить
2
5 мая 2025
Синий внедорожник, Луаз это СССР, а не Украина в ее границах, которая нифига за 30 лет не построила и не выпустила, а что было продали и просрали.
Нравится
Ответить
2
Синий внедорожник, Луаз це Украина
Нравится
Ответить
11 апреля 2025
Убеждён на 99% что никто из комментаторов, нападающих на автора статьи на луазе не ездил и ничего о нём не знают. Кто то из них может являются даже технологами и работают на автозаводах и они пытаются из всех сил доказать никчёмность ЛУАЗа, этой прекрасной "табуретки" , которой лишились современные рыбаки, охотники, дачники...
Нравится
Ответить
8
14 апреля 2025
Зелёный пикап, ЛуАЗ, который "луноход", это машина с индексом 969. До сих пор самый проходимый вездеход из-за своего веса. Был еще серийный 967, он же ТПК. Описанных в статье 1901 было всего 8 штук, на 2012 год оставался один, в частном владении. Где их автор смог найти в продаже, да еще и по 50 тысяч? Даже 959-е по такой цене - убитый вусмерть хлам без документов. Живые машины на рынке идут от 150-200 тысяч.
Нравится
Ответить
3
5 мая 2025
Зелёный пикап, Ну да, замерзнуть в нем зимой на рыбалке точно можно, да и летом на нем лишь за деревню ездить, а не на рыбалку за сотню км.
Нравится
Ответить
12 апреля 2025
Что ж надо курить,что бы получился такой симбиоз! Не проще ли было туда воткнуть оппозитник от Т2 Тр-р (в ГДР их втихаря выпускали).
Нравится
Ответить
12 апреля 2025
Класс
Нравится
Ответить
12 апреля 2025
Хотелось бы узнать сколько штук таких авто существует в природе? В каком месте ЛУАЗа автор нашел мосты? Ага, порылся в сети вражья википедия пишет, что "Было выпущено порядка восьми штук, к 2012 году в собственности у частного лица оставалась одна автомашина" Мораль сей басни : какой-то частник на базе ТПК (да эта штука еще и плавает) собрал на колене самопальчик, который манагеры выдали за новейшую, окуеннейшую своей разработки машину.
Нравится
Ответить
3
12 апреля 2025
van, Это продолжение поста
Нравится
Ответить
могли же раньше...
Нравится
Ответить
2
5 мая 2025
Зелёный внедорожник, вы видимо на этом гамне не ездили, что так называете, могли, что могли для войны сделать на один раз, а ездить на них невозможно.
Нравится
Ответить
14 апреля 2025
Насчёт геологов в Норильске поход в Путораны сомнителен,получше у нас техника есть.
Нравится
Ответить
1
ценник не читается...(
Нравится
Ответить
2
14 апреля 2025
Оранжевый минивэн, лучшего внедорожника в СССР не было. Уаз, нива отдыхает. У меня был 8лет. Мостов нет есть редуктора.
Нравится
Ответить
3
5 мая 2025
Синий хэтчбек, Куда же лучший внедорожник делся? А Нива все жива и живее всех и еще будет ездить не один десяток лет, а Луазы лишь в музее можно увидеть.
Нравится
Ответить
Синий хэтчбек, Да! Проходимость у 969го ЛуАЗа в самом деле была выше чем у Нивы и даже УАЗа ! Факт !! Комфорта конечно никакого , но этот " аппарат" и создавался не для " девочек "! Для наших " РАсЕйских " направлений ! Моторчик ( запорожский ) конечно слабенький , но и с ним он " пролезал " там где волки ср...ть боялись .И сейчас те , у кого остались " живые " машины на них не жалуются . НО!!! Время - время - время !!! Вечного ничего не бывает...
Нравится
Ответить
1
14 апреля 2025
помимо луаз 969 вапускался 1302 для населения с двигоим от таврии 1303 для аэродромной службы вариант с кузовом дизель в него ставили от фолькса
Нравится
Ответить
Прикольно: прокатиться бы.
Нравится
Ответить
Табуреткой у нас всё называли...
Нравится
Ответить
17 апреля 2025
Дрянь машина.Полная дрянь.Внутри места для сидения нет.А то,что есть даже для ссср не годится.
Нравится
Ответить
1
23 апреля 2025
Автор, ЛуАЗ загнулся, вы бы о нем в прошедшем времени говорили
Нравится
Ответить
30 апреля 2025
колеса узкие..тент как вспомнишь уаз 469 как дождь и пипец тент по голове ширкает...зачем городить забор...в экспидицию едешь набираешь стооолько а тут а тут пишете 800к гкуда его заталкать... да он помрет....лучше газ 66 лучше нету машины
Нравится
Ответить
1
неплох
Нравится
Ответить
5 мая 2025
Автор фантазер и в глаза видимо не видел Луаз, а тем более его перспектива нафиг никому не нужна, давно есть "Шерпы" и другие гусеничные вездеходы. Проснись вы бредите старьем.
Нравится
Ответить
Трехосого ЛУАЗа еще не видел. Интересно какова схема руления. Как у обычного транспорта с поднятием среднего моста, я бы так сделал, рулимых 4 передних колеса или чисто танково-фрикционная, бортовая стало быть.
Нравится
Ответить
аффтар полный анамнез!
Находясь в неважном финансовом состоянии после кризиса 1998 года, в целях оживления спроса автозавод попытался предложить гражданским потребителям продукцию, ранее им недоступную - на киевском автосалоне SIA-99 Луцкий автозавод представил полноприводный автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ-1901 "Геолог" (первый образец с активной независимой торсионной гидропневматической подвеской, унифицированная с моделью ЛуАЗ-1301 образца 1988 года, был построен еще в 1990 году), концептуально продолживший модель ЛуАЗ-972.
Малышева.
Нравится
Ответить
Автомобиль имел трехмостовую схему с равномерным размещением мостов по базе, вследствие чего мог преодолевать рвы и канавы шириной до 1,4 метра. При этом независимая подвеска всех колёс в сочетании с большей общей длиной обеспечивала куда более плавное движение по пересечённой местности, чем у его двухосных предшественников. Автомобиль мог преодолевать подъёмы до 58% и удерживаеться на боковом уклоне в 40 градусов.
Как и другие военные ЛуАЗы, модель «1901» была амфибией. Движение на плаву также осуществлялось за счета гребного эффекта ведущих колес, обеспечивавших скорость передвижения до 5 км/ч
Отдельно следует отметить, что на ЛуАЗ-1901 был применен трёхцилиндровый дизель 3ДТН, Харьковского завода им.
Нравится
Ответить
Автор статьи фантозер и фокусник, все собрал, даже плато Путораны, где нет никелевых месторождений и нересохших рек. Даже вертушкой не всегда попадаешь. Заповедник, все работы закрыты. Ну а про Якутию и буровые работы я молчу. ЛуАЗ-1901 обладает потенциалом для улучшений. Установка дизельного двигателя Cummins 2.8 л (120 л.с.) повысит мощность, А если танковый, на 1200 сил?
Нравится
Ответить
1
Где купить? Сколько стоит?
Нравится
Ответить
"...возможность движения с полуспущенными колесами делают его ремонтопригодным даже в полевых условиях." А без полуспущенных колёс не ремонтнопригоден?
Нравится
Ответить
палата №6 1901г ремень был из кобыльего хвоста. этот бутирбро был выпущен в1967г. ижрал он 20лна100 но только по асвальту их выпустели всего 1000м
Нравится
Ответить
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем