Летняя Арктика: требования к технике, подготовка и безопасность
Внутренний туризм в России переживает настоящий расцвет, и Север становится одним из самых востребованных регионов: Карелия, Русский Север, Арктика. И это вполне оправдано.
Суровые ландшафты Кольского полуострова, дремучие леса Карелии – эти места долгое время оставались недооцененными для российских путешественников, которые ранее предпочитали любоваться подобной северной природой в Финляндии и Норвегии.
Тем не менее, российская часть Лапландии ничем не хуже финской по красоте. А захватывающие дух закаты в конце полярного дня в Териберке и на полуострове Рыбачий невозможно описать словами – их нужно видеть.
Почувствовать морской бриз на лице, наблюдать, как солнце скрывается в соленой воде, а над горизонтом возникают миражи – иллюзорные айсберги и ледяные поля, простирающиеся на тысячи километров, но кажущиеся совсем рядом...
Однако, посещая самые отдаленные уголки страны, все чаще сталкиваешься с туристами, не готовыми к трудностям и не знающими, как вернуться. В этой статье речь пойдет о том, как правильно подготовить себя и транспорт к поездке на Север.
Наиболее доступное для жителей европейской части России место в Арктике – Мурманск и его окрестности: Ура-губа, Териберка, Лиинахамари, полуостров Рыбачий.
И важно не расстояние, которое вы преодолеваете, а уровень вашей готовности. Безусловно, наличие хотя бы одного снегоболотохода позволяет с уверенностью говорить о полной готовности.
Надежный двигатель Каминс, крузерская раздаточная коробка, запас хода на тысячу километров и шины низкого давления, легко справляющиеся с любыми сугробами и болотами, доставят вас в любую точку и обратно. А если подобной техники нет, то необходимо тщательно и основательно готовиться.
Летом – система охлаждения двигателя, кондиционер (который тоже может пригодиться). И вне зависимости от времени года, перед выездом: проверка и осмотр подвески, двигателя, тормозной системы, системы очистки стекол и работы осветительных приборов. Любая незначительная неисправность в тундре может обойтись очень дорого.
Наиболее удобный способ подготовки к арктическому путешествию – приобретение специализированного транспортного средства. Это, безусловно, потребует значительных затрат, но инвестиция оправдана. Впоследствии у вас появится надёжный помощник, готовый к новым экспедициям.
Если же вы предпочлите отправиться в путь на имеющемся автомобиле, то необходимо тщательно его осмотреть! Проверьте техническое состояние, сделайте запасы топлива, антифриза, тормозной жидкости и жидкости для стеклоомывателя – и в дорогу!
Важно обеспечить комфортный сон в машине. Путь протяженностью около полутора тысяч километров от Санкт-Петербурга и двух тысяч двести от Москвы, осложненный непредсказуемой погодой, неизбежно утомит вас.
Нет гарантии, что вы достигнете запланированной стоянки вовремя. Дополнительные часы отдыха могут придать сил и даже спасти жизнь.
Оптимально, если салон трансформируется, обеспечивая ровную поверхность для сна, позволяя остановиться на ночлег в любом подходящем месте. Запас топлива – обязательное условие, поскольку за Мурманской областью заправочные станции встречаются редко, а качество топлива может вызывать сомнения.
Идеальный вариант – два топливных бака объемом не менее 90 литров каждый или багажник, заполненный канистрами. Неудобно, но без этого не обойтись. Кроме того, на Севере принято оказывать помощь нуждающимся.
Это устоявшееся правило, и местные жители считают, что проезд мимо человека в беде – плохой знак: сегодня ты оставил кого-то на обочине, а завтра можешь оказаться в подобной ситуации.
Поэтому, если ваш автомобиль сломался, не стоит молчать – поднимите руку, и вам обязательно помогут, если поблизости окажется кто-то.
На деле даже хорошо знакомый маршрут Мурманск-Териберка может оказаться пустынным и опасным. Благодаря влиянию Гольфстрима зимы в Мурманской области и окрестностях не столь суровы в плане температуры, как в восточных арктических регионах, но отличаются обильными снегопадами.
Из-за снежных заносов дорога "Мурманск-Териберка" зимой нередко закрывается на несколько часов или даже дней. Поэтому технику необходимо тщательно подготовить. А ещё лучше – сразу приобрести вездеход.
Летом с дорогами в Арктике немного лучше, но опять же - не всегда и не везде. И если в Териберку ведёт хорошая дорога с асфальтовым покрытием, проехать по которой летом можно на чём угодно, то на просторах тундры на полуострове Рыбачьем даже подготовленным внедорожникам приходится сложно.
Мочаги, небольшие речки, тут и там торчащие камни - всё это делает Рыбачий настоящей полосой нескончаемых препятствий для джиперов, и раем для владельцев СБХ. Да и за пределы Териберки даже на внедорожнике далеко не уйдёшь.
Свободно идти по тундре, не разбирая дороги и не особо её ища, — особое удовольствие, которое сегодня, благодаря развитию вездеходной техники, стало доступно практически каждому.