Коробки передач УАЗ Буханка: устройство и особенности 4- и 5-ступенчатых КПП
Когда у Буханки начали хрустеть передачи и вой на второй стал особенно заметен, стало понятно: коробка требует вмешательства. Сначала хотел просто заменить масло и подшипники, но оказалось, что нужно копать глубже.
И тут я задумался — а стоит ли вообще восстанавливать старую, или лучше поставить другую, посовременнее? Чтобы определиться, пришлось изучить, какие коробки вообще ставятся на УАЗы, в чём разница между ними и что можно поставить без глобальных переделок.
Чем отличается старая и новая 4-ступка
На Буханки ставили в основном 4-ступенчатые коробки передач двух типов:
1. Старого образца — синхронизаторы только на третьей и четвёртой передачах. На первой и второй приходится ловить момент, особенно на холодную.
2. Нового образца — синхронизаторы на всех передачах. Гораздо комфортнее в повседневной езде, меньше рывков, передачи включаются легче.
Передаточные числа немного отличаются, но суть такая: старая коробка тянет лучше на первой, новая — чуть ровнее разгоняется, особенно по асфальту.
Если вы часто ездите по бездорожью, в лес, на охоту, старая может оказаться даже удобнее. Но если много городских поездок, пробок и переключений, то новая однозначно лучше.
Про 5-ступенчатую КПП
Такая коробка была на более поздних версиях УАЗа и на некоторых модификациях с мотором ЗМЗ-409. Она полностью синхронизирована, имеет повышающую пятую передачу, благодаря которой на трассе двигатель работает на меньших оборотах.
Но установка её в Буханку, изначально оснащённую 4-ступкой, требует переделок: нужен другой колокол, сцепление, удлинитель, иногда меняется кардан. Это уже нормальный проект с затратами и переделками.
Личный вывод
Я в итоге пошёл по пути наименьшего сопротивления: восстановил родную 4-ступку нового образца. Купил ремкомплект, заменил синхронизаторы и подшипники, почистил всё от старого масла и собрал обратно.
Теперь работает тише, передачи включаются мягче, и особого дискомфорта не чувствую. Для моих задач — езда по району, немного трассы и немного грунтовки — более чем достаточно.
Если же вы реально много катаетесь по трассе, и хочется снизить расход и шум — тогда стоит подумать о замене на 5-ступенчатую. Только надо понимать, что это уже не ремонт а модернизация.
Выбирать вам, но я бы советовал сначала определиться, как вы эксплуатируете машину, и только потом решать, в какую сторону двигаться.