Клапан компрессора кондиционера - маленькая деталь, которая управляет климатом
Наверняка многие помнят, как на машинах постарше включение кондиционера сопровождалось громким щелчком под капотом и ощутимым пинком по двигателю. Система работала грубо: вкл/выкл.
Сегодня климат-контроль действует незаметно и плавно, а все благодаря одной маленькой, но хитрой детали — управляющему клапану компрессора.
Зачем он вообще нужен?
Если по-простому, то этот клапан превратил компрессор из простого насоса в умный и гибкий механизм. Его главная задача — регулировать производительность компрессора.
Вместо того чтобы молотить на 100% мощности или стоять без дела, компрессор теперь может работать, например, на 15%, 40% или 85% — ровно на столько, на сколько нужно для поддержания комфортной температуры в салоне.
Это дает сразу два огромных плюса: во-первых, снижается расход топлива, так как двигатель не несет лишней нагрузки. Во-вторых, температура в салоне поддерживается очень ровно, без неприятных скачков от ледяного воздуха к обычному.
Как это работает и какие клапаны бывают
Внутри компрессора есть специальная наклонная шайба, которая двигает поршни. Управляющий клапан, изменяя давление хладагента внутри корпуса компрессора, меняет угол наклона этой шайбы. Маленький угол — короткий ход поршней, низкая производительность. Большой угол — поршни качают на полную.
Глобально эти клапаны делятся на два типа:
• Клапаны с внутренним управлением. Это чисто механические устройства, которые сами реагируют на давление во всасывающей магистрали. Они поддерживают примерно постоянное давление, не имея связи с электроникой авто. Встречаются на более старых или простых системах.
• Клапаны с внешним управлением. Это современный стандарт. Таким клапаном-соленоидом управляет напрямую блок климат-контроля, посылая на него ШИМ-сигнал (широтно-импульсную модуляцию). Это позволяет системе быть максимально гибкой и учитывать десятки параметров, от температуры за бортом до интенсивности солнечного света.
Как это ощущается на практике?
Благодаря этому маленькому регулятору мы и получили тот уровень комфорта, к которому привыкли. Отсутствие щелчков и рывков при работе кондиционера, плавная и точная поддержка температуры, экономия топлива — все это его заслуга. Он незаметно трудится под капотом, делая наши поездки в жару гораздо приятнее.