Карпаты-2: личный опыт и секреты советского мопеда.

У меня был свой "Карпаты-2" — достался от деда. Полуразваленный, со скрипом и подтёками, но рабочий. Я его перебирал, катался, рвал резину на просёлке и даже разогнал однажды почти до 60. Рассказываю всё, как есть — без легенд, но с уважением.
Немного истории: откуда взялся мопед «Карпаты-2»
Производили его во Львове, на Львовском мотозаводе (ЛМЗ) в 80-х. Модель «Карпаты-2» — это модернизация классических «Карпат», улучшенный внешний вид, немного поработали над подвеской и поставили двигатель Д-6 или Д-8 (зависело от года выпуска).
По сути, это был мопед для сельской молодёжи: лёгкий, дешёвый, ремонтопригодный. И да, его можно было чинить в поле с помощью пассатижей и молотка.
Технические характеристики (по паспорту и по факту)
Двигатель 2-тактный, Д-6 или Д-8
Объём 49,8 см³
Мощность ~1,2 – 1,5 л.с.
КПП 1 или 2 передачи (зависит от модификации)
Запуск Педальный (да, как велик)
Максимальная скорость 40–50 км/ч (по факту – до 55 на ровной)
Расход топлива 2–2.5 л / 100 км
Топливо АИ-76 (сейчас – 92 с маслом 1:20)
Масса сухая ~45–48 кг
Подвеска Передняя — пружинная, задняя — маятниковая
Тормоза Барабанные, спереди и сзади
Максимальная скорость — мифы и реальность
По паспорту — 40 км/ч.
На деле — мой шёл до 55 км/ч с горки, по прямой — 47–49, если ветер не в харю.
Один сосед утверждал, что выжал 60, но он был худой и гнал с горы с попутным ветром. Удостовериться сложно.
Совет: если «Карпаты» едут быстрее 50 — либо ты их затюнил, либо готовься ловить поршень в колено.
Что весит "Карпаты-2"
Вес без топлива — около 45 кг.
С полным баком, маслом и багажником — до 50–52 кг.
Переносить можно, но если таскать на руках — лучше вдвоём. Хотя мы в детстве в одиночку его закидывали в «Запорожец», снимая колесо и бак.
Как он ехал (из реального опыта)
Мой Карпаты-2, честно говоря, был не в лучшем состоянии, но тянул. Педальный пуск работал один раз из десяти — в остальные девять я бежал рядом, пока он не схватывал.
Тянул в горку слабо, особенно с пассажиром.
Заводился с характером, особенно в сырую погоду.
Но когда ехал — ощущения были как на мотоцикле. Шумный, вонючий, вибрационный — и кайфовый. На грунтовке ловил адреналин, как на эндуро.
Особенности ухода
1. Смесь нужно смешивать вручную: бензин + масло 1:20.
2. Карбюратор часто требует чистки.
3. Цепь — слабое место, растягивается быстро.
4. Свечу зажигания бери NGK B6HS или аналоги.
5. Не оставляй его под дождём — всё начнёт ржаветь, особенно тросики и контакты.
6. Если не заводится — проверь искру, карбюратор и подсос воздуха. Это 90% всех проблем.
Тюнинг (если хочется «погорячее»)
Некоторые фанаты «Карпат» ставят:
— Цилиндры от «Альфы»
— Зажигание от ВАЗ
— Задний амортизатор от питбайка
— Прямоток (ревёт как бешеный!)
— 12В электрику и светодиоды
Я не делал этого — хотел сохранить «оригинал», но видел экземпляры, которые реально превращали в мини-кроссач.
Вывод
«Карпаты-2» — это не про скорость, комфорт или надёжность. Это про душу, про первый опыт техники, про то, как ты сам руками перебрал мотор, прикрутил сиденье проволокой и поехал в соседнюю деревню на рыбалку.
Прост, как кирпич, и честен, как дедовские сапоги. Сейчас такие — редкость, но если найдёшь живой — не продавай, почини и покатайся. Это кайф, который не даст ни один электросамокат.
20
Комментарии23
Автор или врет, либо не в курсе, что на карпатах никогда не было педалей.Педали былиина верховинах.Последняя верховина-4.Далее шли двигатели Ш-58 с кикстартером.После верховин появились карпаты-1 и далее карпаты-2. Двигатели Д-8 и Д-6 ставились на односкоростные мопеды Рига, например рига-11 и рига-13.В остальном все верно
Нравится
Ответить
15
28 апреля 2025
Фиолетовый лимузин, )))"автор")))Не садился на этот МОПЕД)))
Нравится
Ответить
6
Фиолетовый лимузин, И на первых "Рига" кажется 12, последняя с педалями была, 16 уже с кик стартером была.
Нравится
Ответить
3
1 д. назад
Фиолетовый лимузин, Тоже не во всём прав. Верховина-5 тоже была педальная, как и 3 и 4. И движок был мощностью 2,2 л.с.
Нравится
Ответить
1
28 апреля 2025
))))"внедорожник"Для 12-18 ребят))) в СССР)))До армии)))
Нравится
Ответить
2
30 апреля 2025
никогда на "карпатах"не стояли" дэшки"там либо ш-62 либо в-50 уже с ножным переключением скоростей
Нравится
Ответить
5
Чёрный пикап, Ножное переключение передач было на V-501.И Ш-62 Ш-65 стаял на Верховине, не на Дельту не на Карпаты не ставился.
Нравится
Ответить
Чёрный пикап, у меня был V-50 с переключением тросиком.
Нравится
Ответить
3
на фото не двойка, а обычный карпач. на двойке были широкие пружины на задних амортизаторах и мотор V-50 с электронным зажиганием и был он темно-синего очень красивого цвета. мне его купили новенький в 1987 году. для мокика тех лет он был очень мощный, мне было 14, я был худенький, обкатывал его бережно, поэтому после обкатки с попутным ветром он мог разогнаться до 70 км ч, 60 вообще не проблема. были у него приколы - в сырую погоду он не хотел глохнуть, а когда я хотел снять подсвечник, он очень больно кусался электроразрядом и сразу глох. у нас во дворе были 4-ро карпачей, 3 дельты и 2 двойки, и двойки всех легко обгоняли, а тк я был худой, а у хозяина другой двойки пыла кликуха Пухлый, то мой "Кузя" был самым быстрым скакуном нашего двора. Мы всей бандой ездили весной на луга за щавелем и скородой, летом в поля за горохом и кукурузой, осенью в сады за яблоками а глубокой осенью набивать семечки из подсолнухов. Для своего времени классный был зверь! =)
Нравится
Ответить
5
Ш-58. Самый лучший кулачковый. 2 километра когда протащил на Чукотке. Остановилась вахтовка геологоразведки и отец лучшего друга детства бригадир бульдозеристов за 10 минут научил выставлять зажигание. шаблон с пол-кика чтобы заводился. Сейчас до сих пор соседу на Планете-3 зажигание выставляю. А Ш-58 обкатывал по паспорту 2 тысячи( условие родителей при покупке). Потом просто не мог сдержать восторга. При хорошем разгоне переключался на вторую в конце подъёма на сопку.
Нравится
Ответить
1
Если речь про моциклет, который на фото, то непонятно, куда делись педали, о которых автор рассказывает.
Нравится
Ответить
4
На моих Карпатах д 50 стоял
Нравится
Ответить
Не катался автор на Карпатах.Мешанину какую то написал!Сцепление и цепь,вот больное .Ещё спицы вылетали на заднем колесе.Купила вроде в 85 на страховку где то 280 рублей в Спорттоварах в Архангельске.Во Вдоаме справку на вождение получила и номер.До сих пор эта справка как то сохранилась.
Нравится
Ответить
3
Оранжевый универсал, Двигатель рижский вроде в переводе красная звезда 50 куб. с кикстартером.Две передачи на руле справа.
Нравится
Ответить
Оранжевый универсал, ручка передач СЛЕВА , наверх -1-я, вниз -2-я, моторы у первых "Карпат" - Ш-58(Ковровский завод), или S-58(рижский), про "62-е" на "Карпатах" не встречал, "Карпаты-2" на баке резинок уже не было, моторы V-50, 501, ,50М , 501М(переключение либо ручное, либо лапкой-ножное)
Нравится
Ответить
Фиолетовое купе, Точно,Слева! со сцеплением.Зажигание электронное и стабилизатор под сидением .
Нравится
Ответить
Оранжевый универсал, Справо ручка газа.С лева скорости и сцепление
Нравится
Ответить
Особенно порадовал расход топлива 2-2.5 литра на 100 км. Но определить это было практически не возможно. Ни одни"карпаты" пробежать за один раз без поломки был не в состоянии.
Нравится
Ответить
1 д. назад
А где там педали,? Сказочник с попутным ветром поаккуратнее,а то педали сотрутся
Нравится
Ответить
1 д. назад
Двигатель - Д-6 , 8 -- ? ? ?
Нравится
Ответить
polstcikow.oleg1972, Ага ! Д-2 как на Гауе!Вилка передняя оригинальная оригинальная была.
Нравится
Ответить
Перед тем, как писать про педали, хотя б на фото посмотрел
Нравится
Ответить
Вчера
А у меня была Рига-12. Счастью не было предела. 60 ехала свободно. Верховина у соседа тоже 60 ехала свободно. Год наверное 75-76. Не ржавело ничего.
Нравится
Ответить
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем