Громкие провалы самых дорогих машин: зачем это покупать?

1 день назад
500
Когда речь заходит об «ультрадорогих» автомобилях, мы представляем роскошный дизайн, безумную мощность и статус, который бьёт через край. Казалось бы, если машина стоит миллионы, она просто обязана быть безупречной.
На деле история знает множество супердорогих моделей, которые принесли своим производителям убытки, а владельцам — не всегда ожидаемое удовольствие. Почему так происходит, куда утекают деньги и зачем вообще покупают такие «самые-самые»? Давайте разберёмся на примерах нескольких громких историй.
Bugatti Veyron: «Проект-мечта, проект-убыток»
Цена новой машины в своё время легко переваливала за 1,5–2 миллиона долларов. А затраты на разработку были настолько астрономическими, что концерн Volkswagen признал: каждый экземпляр продавался «в минус».
Почему провал?
Слово «провал», конечно, условно: Veyron стал иконой скорости и роскоши. Но с финансовой точки зрения модель практически не окупилась. Масштабные R&D (исследования и разработки), сложнейший W16 двигатель с четырьмя турбинами, невероятно дорогие материалы — все это означало, что Volkswagen платил за «имиджевый флагман», не ожидая прибыли.
Зачем люди покупали?
Эксклюзив, статус, рекорд скорости свыше 400 км/ч — это пропуск в клуб «избранных». Многим миллиардерам нужен такой трофей, чтобы произвести впечатление (на окружение и себя самого). Престиж Bugatti, несмотря на минус, всё же укрепил имидж концерна как производителя самых технологичных машин.
Maybach 57/62: «Возрождение марки, сыгравшее чрезмерно шикарно»
Как дорого?
Лимузины Maybach стоили несколько сотен тысяч евро — вплоть до миллиона в особых версиях. Их позиционировали как конкурентов Rolls-Royce и Bentley.
Почему провал?
Mercedes-Benz пытался возродить исторический бренд Maybach и представить его как ультра-роскошную линейку. Но «перелицованные» версии S-класса с удлинённым кузовом не слишком впечатлили клиентов, ждавших от «легендарного» имени чего-то более уникального.
Объёмы продаж были ничтожны по сравнению с планами. В итоге производитель прекратил выпуск, поняв, что убытки слишком велики, а спрос не растёт.
Зачем люди покупали?
Тем немногим любителям эксклюзива хотелось владеть «дороже, чем Mercedes», но «не таким банальным, как Bentley». Считалось, что Maybach — это top-of-the-top. Просто клиентская аудитория оказалась слишком узкой, а конкуренты (Rolls-Royce) имели более сильную харизму.
Volkswagen Phaeton: «Когда массовый бренд решил играть в премиум»
Как дорого?
Ценник Phaeton в топовых комплектациях легко дотягивался до той же планки, что и у S-класса или BMW 7 серии. Минимально это были десятки тысяч евро, а «нафаршированный» W12 мог стоить под 100 тысяч и выше.
Почему провал?
VW хотел доказать миру, что может делать представительский лимузин не хуже, чем у Audi или Mercedes. Технически машина получилась отличной: шикарная сборка, мощные моторы, активная пневмоподвеска. Но покупатели не были готовы отдавать такие суммы за «логотип Volkswagen» на капоте.
Продажи провалились, а вложенные деньги в проект (особенно в роскошный «Стеклянный завод» в Дрездене) окупались слабо.
Зачем люди покупали?
Это была машина для «знатоков», которые хотели комфорт Audi A8 без лишнего пафоса. Phaeton — это тихий шик, понятный не всем. Та малая группа ценителей готова была заплатить, однако для спасения модели её оказалось недостаточно.
Aston Martin Cygnet: «Когда премиум-бренд сделал микрокар»
Как дорого?
Машина размером с Toyota iQ, но с отделкой ручной работы — под 30–40 тысяч фунтов стерлингов (на некоторых рынках доходило до 50–60 тысяч долларов в пересчёте).
Почему провал?
Aston Martin вынудили сделать малолитражку, чтобы снизить средний уровень выбросов СО2 и уложиться в европейские нормы. В итоге иметь супермини с шильдиком Aston получалось «странно».
Маркетинг упирал на роскошь (кожу, индивидуальные решения), но покупатели не видели смысла платить астрономические деньги за «перешитую Toyota». Спрос был крошечный — выпуск модели свернули.
Зачем покупали?
Лишь ярым фанатам бренда, которым хотелось «полную коллекцию Aston Martin» и при этом городскую машинку для коротких поездок. Редкий случай: эта машинка теперь стала коллекционной диковинкой.
Devel Sixteen: «Гиперкар-миф»
Как дорого?
В анонсах говорилось о ценах от 1,6 млн долларов до 2 млн и выше, при этом обещали «5 тысяч лошадиных сил», «максималку под 500+ км/ч».
Почему провал?
Многие эксперты считают проект «хайповым пузырём»: громкие заявления о невероятной мощности, тестовые прототипы, но ни полноценных серийных поставок, ни доказательств заявленных скоростных характеристик.
Производство задерживалось, новые сроки не раз переносили. Для многих Devel Sixteen — «легенда-обман», ведь люди не могли реально получить обещанный супермощный автомобиль.
Зачем покупать?
Если бы модель действительно вышла в заявленном виде, это был бы супрематический символ «у меня есть деньги на самый безумный гиперкар планеты». Но пока каждый, кто хотел бы вложиться, рискует оказаться со странным прототипом, а не с серийной машиной.
Почему настолько дорогие провалы вообще существуют?
Имиджевый фактор. Некоторые бренды готовы терять деньги, чтобы заявить о себе как о «лидере инноваций» или «самом роскошном производителе» и потом капитализировать имидж на более массовых моделях.

Уникальность и статус. Покупатели таких автомобилей — это люди, которым хочется владеть чем-то редким. Для них «престиж важнее логики».

«Случайные» обстоятельства. Иногда автопроизводителя поджимают экологические нормы, внутренние корпоративные стратегии или указания концернов — и выходит на рынок машина, далёкая от здравого маркетингового смысла.

Коллекционная ценность. Некоторые громкие фиаско спустя годы становятся уникальными экспонатами и дорожают на аукционах.
Итог: стоит ли «эта игра» миллионов?
Когда речь идёт об ультрадорогих моделях, логика может отступать на второй план перед амбициями. Производитель строит репутацию, а владелец получает редкий и статусный автомобиль. Да, иногда это заканчивается колоссальными убытками, «закрытыми» проектами и насмешками со стороны экспертов.
Но мир роскошных машин всегда был полон рискованных проектов: кто-то на них обжигается, кто-то покупает «историю» и «уникальность».
В конечном счёте, миллионы уходят в инновационные материалы, сложные инженерные решения, маркетинг и желание дать рынку «нечто особенное». А кто-то платит именно за то, чтобы иметь «неповторимую» вещь.
Не всегда логично, но именно так в супердорогом сегменте работают любовь к эксклюзиву и жажда ряда автопроизводителей прославиться очередной технической авантюрой.
8
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем