Двигатель UZ (Узет): почему он встречается даже в немцах
Листал объявления на Авто.ру и заметил одну интересную вещь. На некоторых Мерседесах и БМВ почему-то стоят моторы UZ-FE. Хотя вообще-то это тойотовские моторы! Как они попали в немецкий премиум? И почему продавцы прописывают этот двигатель в числе преимуществ?
Характеристики и особенности UZ
UZ — семейство V-образных восьмицилиндровых двигателей, которые Toyota выпускала с 1989 по 2006 год (или даже до 2010 — данные разнятся).
Всего было три основных варианта:
- 1UZ-FE объемом 4 литра,
- 2UZ-FE на 4,7 литра,
- 3UZ-FE на 4,3 литра.
В каждом по 4 клапана на цилиндр и по два распредвала на каждую ГБЦ.
Моторы UZ Toyota ставила на большие седаны типа Crown, Aristo, Chaiser и Celsior, внедорожники Land Cruiser и 4Runner, а также на спорткупе Soarer. Также «узет» можно найти под капотом Lexus (LX 470, GX 470, GS 430). В общем, на японском люксе девяностых и начала нулевых.
Разница между поколениями
1UZ-FE — самый простой и надежный в линейке. Правда, расход топлива великоват.
Характеристики 1UZ-FE:
- Первое поколение (1989-1995): алюминиевый блок, 256 л.с., 353 Нм, степень сжатия 10:1.
- Второе поколение (1995-1997): облегченные поршни и шатуны, увеличенная степень сжатия (10,4:1), 261 л.с., 363 Нм.
- Третье поколение (1997-2002): добавлена система VVT-i на впускных распредвалах, степень сжатия 10,5:1, 290-300 л.с., 407-420 Нм.
2UZ-FE — тяговитый, надежный как танк, но тяжёлый.
Характеристики 2UZ-FE:
- Чугунный блок цилиндров для повышения прочности и надежности.
- 1998-2004: мощность 230-240 л.с., крутящий момент 434 Нм.
- 2004-2010: добавлена система VVT-i на впускных распредвалах и электронная дроссельная заслонка, мощность 263-275 л.с., крутящий момент 427 Нм.
Компромиссным вариантом видится 3UZ-FE. Он как бы золотая середина: алюминиевый блок как у 1UZ, но при этом увеличенный до 4.3 л объем и мощность под 300 л.с.
Характеристики 3UZ-FE:
- Алюминиевый блок цилиндров, как у 1UZ-FE, но с увеличенным диаметром цилиндров.
- Оснащался системой VVT-i на впускных распредвалах с самого начала производства.
- Мощность 290-305 л.с., крутящий момент 441 Нм.
- С 2003 года стал комплектоваться 6-ступенчатой АКПП, что улучшило экономичность.
И что же такого в этих моторах
Если коротко: они считаются супернадёжными и почти неубиваемыми. Поэтому когда на «немцах» умирает мотор, в них втыкают контрактный «узет» — даже уже с пробегом в 150 000 — 200 000 км он отходит дольше европейского аналога и доставит меньше головной боли владельцу.
Конечно, у UZ есть минусы. Например, расположение некоторых элементов (генератор, помпа), из-за чего они уязвимы к воде и грязи. Ну и ремень ГРМ требует аккуратного обращения и своевременной замены.
Но в целом это одно из лучших семейств моторов в истории Toyota. С ним сравнится разве что легендарный JZ. Но это тема для следующего поста.