Чем лучше всего смазывать двигатели китайских машин?
Количество бюджетных китайских автомобилей на российских дорогах растет с каждым днем. И удивляться тут нечему: при относительной дешевизне эти машины производят неплохое первое впечатление. А каким будет второе – основной массе новоиспеченных хозяев «китайцев» еще только предстоит узнать. И зависеть это впечатление будет не только от истинного качества недорогих китайских авто, но и от их адекватного технического обслуживания. Поэтому уже на этапе приобретения машины стоит определиться, как минимум, с моторным маслом: какой продукт из предложенных на современном российском рынке будет китайскому мотору в самый раз?
Специфика китайских моторов
Чтобы разобраться в тонкостях подбора масел для китайских двигателей, стоит немного вникнуть в специфику самих ДВС. Дело в том, что недорогие китайские автомобили, будучи во многих аспектах технологически продвинутыми, в большинстве своем, имеют достаточно простые двигатели. Последние рассчитаны на массовую эксплуатацию, без акцента на высокую мощность или спортивные показатели. Парадокс в том, что это вовсе не означает меньшую требовательность к качеству топлива и масел. В какой-нибудь теплой стране – возможно, но никак не в России.
Такой нюанс: хотя в настоящее время Россия и является для Китая зарубежным рынком номер один, еще недавно КНР активнее всего экспортировала свои машины в… Мексику. А еще в такие страны, как Бразилия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Австралия, Филиппины, Турция и даже Австрия с Великобританией. Помимо наличия китайских авто на дорогах, у всех этих стран есть кое-что общее – мягкий климат, без резких перепадов температур, обильного снега и морозов. Именно на такие погодные условия годами и рассчитывались двигатели китайских машин, которые сейчас мощным потоком хлынули в РФ.
Китайская шкатулка с секретом
Китайские производители, конечно, рекомендуют свои, китайские же, масла. Казалось бы, логично – что может быть лучше «родного» смазочного материала? Но тут есть один нюанс: как и сами ДВС, масла из Поднебесной разработаны, в первую очередь, для внутреннего рынка, где климат и дороги сильно отличаются от российских. Из-за этого в условиях суровой зимы и сильных перепадов температур, характерных для средней полосы России, не говоря уже про Крайний Север, китайское масло, а вслед за ним и двигатель, могут повести себя совсем не так, как хотелось бы.
Есть ещё один смущающий автомобилистов момент: до сих пор никто точно не знает, из чего производятся китайские моторные масла. Информация о составе большинства продуктов окутана тайной, что бдительных автовладельцев ощутимо тревожит. Конечно, на упаковках можно найти стандартные маркировки, намекающие на как бы «западное» качество масел, но прозрачности в данном вопросе явно не хватает. Особенно это касается используемых пакетов присадок, поскольку именно они, работая в связке с базовым маслом, определяют конечные эксплуатационные качества смазочного материала.
Одно можно сказать уверенно: в Китае, как и в России, пока нет собственных технологий производства необходимых для современных моторных масел пакетов присадок. Крупные компании заказывают последние у западных поставщиков – известных лидеров отрасли Lubrizol, Afton, Chevron и Infenium. Все, кто помельче, т.е. абсолютное большинство, покупают присадки у местных поставщиков, которые, как умеют, копируют рецептуры западных коллег, при этом, естественно, минуя процедуры лицензирования у таковых, поскольку это отнимает очень много времени и денег, а продукт нужно как можно быстрее выпустить на рынок и продать. А потому и намекающие на западное качество маркировки на китайских маслах, если только они не выпущены компаниями уровня PetroChina, можно делить на ноль. Понимая это, российские владельцы китайских машин переключают свое внимание на смазочные материалы от производителей из других стран.
Масла некитайской национальности
Некоторые могут предположить, что надежнее всего в китайских машинах использовать масла известных брендов от американских и европейских производителей. Но, во-первых, поскольку официальные поставки этой продукции в нашу страну давно прекратились, сейчас она стоит значительно дороже, чем средний автовладелец, взявший бюджетный китайский автомобиль в кредит, готов за нее отдать. Во-вторых, количество подделок зашкаливает, и высокая стоимость масла умножается на риск «налететь» на капитальный ремонт двигателя.
В качестве альтернативы западным брендам многие автовладельцы уже рассмотрели продукцию из РФ. К слову, дилеры некоторых вновь прибывших на рынок РФ китайских марок активно продвигают как раз отечественные масла – как официально рекомендуемые к использованию. Однако к российским продуктам вопросов едва ли не больше, чем к китайским. Этой большой и больной теме мы не так давно посвятили целую статью.
Если говорить максимально кратко, то российские производители смазочных материалов, в большинстве своем, не публикуют информацию о том, откуда именно они сейчас берут присадки для своих масел. При этом многие водители, не говоря уже о людях, работающих на рынке автомасел, прекрасно помнят, что два с половиной года назад России полностью перекрыли доступ к западным присадкам. А последние, так исторически сложилось, крайне необходимы, чтобы создавать продукты, отвечающие действующим международным стандартам качества моторных масел.
Если иметь в виду еще и имеющуюся статистику ввоза в РФ импортных присадок, 95% которых составляют китайские, выводы напрашиваются соответствующие. Ведь, в свою очередь, никто не может внятно ответить, кем конкретно ввозимые в РФ через российско-китайскую границу присадки произведены, кем сертифицированы и сертифицированы ли вообще, и можно ли хотя бы с натяжкой приравнивать их к западным аналогам с точки зрения качества. Никаких открытых и ясных данных об этом в русскоязычном информационном пространстве нет.
Кореец в китайце
Так и кому же в итоге можно доверять, если практически все производители масел «темнят» не в одном, так в другом аспекте? Есть мнение, что полного доверия сегодня заслуживают разве что масла из Южной Кореи. Почему именно они? Аргументов сразу несколько.
Во-первых, Южная Корея входит в число крупнейших стран-нефтепереработчиков, являясь при этом одним из самых крупных и уважаемых в мире экспортеров смазочных материалов. Такие компании, как SK Enmove, S-Oil, GS Caltex и Hyundai Oilbank, производят масла, по качеству не уступающие продукции известных западных брендов. Почему? Главным образом, потому что присадки для своих масел крупные южнокорейские производители заказывают там же, откуда их берут Castrol, Mobil, Shell и другие производители подобного уровня. А именно, речь о четырех компаниях-грандах – Lubrizol, Infenium, Chevron и Afton, – специализирующихся на разработке и выпуске пакетов присадок, отвечающих самым высоким международным стандартам качества моторных масел API, ILSAC и ACEA.
Во-вторых, вышеперечисленные южнокорейские производители смазочных материалов уже достаточно долго экспортируют свою продукцию в Российскую Федерацию. Недаром названия таких брендов, как ZIC, KIXX, HYUNDAI XTeer, S-Oil, – на слуху даже у тех россиян, которые автомобиль не водят. У корейских производителей было достаточно времени, чтобы учесть особенности эксплуатации автомобилей в характерных для нашей страны погодных условиях. Это подтверждается неоднократными, проведенными уже в России, исследованиями и тестами, доказавшими, что корейские моторные масла имеют стабильную вязкость при низких температурах и превосходно защищают двигатели в условиях высоких нагрузок.
Приятным бонусом к перечисленным достоинствам корейских масел идет то, что, в отличие от европейских и американских брендов, высокие эксплуатационные характеристики в них удачно сочетаются с приемлемой ценой. За это стоит благодарить корейские компании, оптимизировавшие свои производства и маркетинг таким образом, чтобы конечная стоимость продукции оставалась на невысоком уровне. А отдельное спасибо им стоит сказать за то, что ни один корейский производитель, начиная с 2022 года, не прекратил официальных поставок своей продукции в РФ. Последнее обстоятельство существенно экономит деньги российским потребителям, ведь логистические расходы на импорт корейских масел куда ниже, чем у западных. Соответственно, и подделок на рынке в разы меньше.
Наконец, корейские масла, в большинстве своем, универсальны и адаптированы к самым разным маркам авто, в том числе и китайским. Не зря большинство владельцев китайских машин, однажды попробовав корейские масла, уже не возвращаются к другим продуктам.