Знак API на канистре с маслом: что он значит и чем так важен?

  •  
  • 23 июня 2025
  • 375
  • В 1919 году, когда мир только приходил в себя после Первой мировой войны, в США создали организацию, которая навсегда изменила нефтяную отрасль. Американский институт нефти (API) начинал как скромный статистический комитет, но за столетие превратился в мирового арбитра качества моторных масел.
  • Его стандарты стали «золотыми», а знак API на канистре – гарантией качества смазочной продукции для автомобилистов по всему миру. Предлагаем разобраться, что представляет собой система сертификации API сегодня.
  • Нефтяная конституция: как API создавал правила игры

  • История стандартизации моторных масел – это история технологической эволюции двигателей внутреннего сгорания. В 1920-х годах, когда API только начинал работу, моторное масло представляло собой просто очищенную нефть. Но с появлением сложных двигателей потребовалась система, которая могла бы гарантировать их надежную работу.
  • Переломный момент наступил в 1993 году, когда API запустил систему сертификации EOLCS. Это была своего рода революция на рынке смазочных материалов: теперь производители должны были не просто заявить о качестве своего продукта, но и доказать его в независимых лабораториях.
  • Знаменитый знак API Starburst («звездный взрыв») на канистрах стал символом доверия, а сам институт – фактическим законодателем в отрасли.
  • Закулисье сертификации: что скрыто за знаком качества

  • За привычной маркировкой API на канистрах моторного масла скрывается сложный многоступенчатый процесс проверки, сравнимый по строгости с фармацевтической сертификацией. Чтобы понять всю глубину этого процесса, нужно заглянуть в специализированные лаборатории, где каждое масло подвергается настоящим испытаниям на прочность.
  • Основу сертификационного процесса составляют тесты по стандартам ASTM (American Society for Testing and Materials). Эти испытания моделируют самые экстремальные условия работы двигателя, и о них мы напишем подробно в отдельной статье.
  • Но настоящим камнем преткновения для производителей становится требование полного раскрытия состава. Это та информация, которую производители масел не рассказывают потребителям и, уж тем более, конкурентам.
  • API же требует предоставления:
    1. Элементного состава образца смазочного материала.
    2. Массовой доли каждой присадки в пакете.
    3. Тип используемого в образце базового масла.
    4. Данные о производственных мощностях.
    5. Подробное техническое досье с программой и результатами лабораторных и стендовых испытаний, которое производителю, в свою очередь, предоставляет компания-партнер, поставившая пакет присадок.
  • С присадками дело обстоит особенно сложно. Этот рынок сегодня на 90% контролируются «Большой четверкой» компаний: Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite и Afton Chemical.
  • Если производитель масла не предоставит в API доказательства того, что в его масле содержатся присадки от этих поставщиков, получить сертификат не получится.
  • В первую очередь, по причине того, что вышеупомянутые производители должны предоставить результаты всех требуемых стендовых испытаний для каждого пакета присадок, а это около 2-3 млн долларов на каждый пакет, а общий объем инвестиций исчисляется десятками миллионов долларов.
  • Китайский Richful, на который сегодня ссылаются оптимистично настроенные российские эксперты, пока еще не готов на столь серьезные вложения, поэтому с уверенностью сказать о полноценной замене пакетов от «Большой четверки» пакетами от данного производителя – не представляется возможным.
  • Все же требуемые API стендовые испытания являются определяющим этапом в получении соответствий, так как именно в ходе этих процессов симулируется работа механизмов, что и помогает определить, насколько тестируемый смазочный материал удовлетворяет требованиям того или иного стандарта.
  • Однако вернемся к нашим пяти пунктам, которые необходимо закрыть производителю, чтобы, в конечном счете, получить сертификат API (для единицы продукции!). На практике, это самая настоящая «бумажная волокита».
  • Весь пакет документов проходит многоуровневую проверку в API, которая может занимать до 6 месяцев. И даже после успешного прохождения всех проверок, лицензия не выдается «раз и навсегда».
  • API работает по своей особенной системе контроля качества лицензированных масел на рынке. Заключается она в том, что эксперты Института регулярно проводят независимый аудит, выборочно тестируя масла с действующей лицензией. По результатам аудита API информирует производителя: сохранилась за ним лицензия или нет.
  • Как видите, сертификация API – это не разовое мероприятие, а постоянный процесс контроля качества. Именно эта комплексность и сделала API мировым эталоном, но одновременно превратила сертификацию в непреодолимый барьер для ряда производителей.
  • В частности, российским компаниям после введения санкций путь к получению сертификатов API вот уже три года как полностью перекрыт.
  • Санкционный коллапс: как рухнула система сертификации в РФ

  • 2022 год стал переломным для российского рынка смазочных материалов. Введенные санкции привели к каскадному эффекту: аннулированию действующих сертификатов API, прекращению сотрудничества с международными испытательными центрами и блокировке отношений с ведущими мировыми поставщиками сырья.
  • Производители оказались в ситуации, когда нельзя не просто официально доказать миру качество своей продукции, но и чисто технически воссоздать прежние формулы продуктов уже нельзя. Особенно болезненной оказалась потеря доступа к современным присадкам от четырех упомянутых выше международных компаний.
  • Между импортозамещением и изоляцией
  • В новых условиях в России специалисты высказывают идеи о разработке собственной системы сертификации по аналогии с API, однако это несомненно требует времени, больший инвестиций и, как у нас уже сложилось, поддержки от государства.
  • Да и международное признание таких стандартов остается под вопросом, так как доверие к знаку API нарабатывалось десятилетиями. На этом фоне особенно заметны единичные примеры официально поставляемых импортных масел на рынке РФ, сохранивших актуальные сертификаты API – таких как HYUNDAI XTeer.
  • Этой весной ряд продуктов бренда был сертифицирован по новейшим стандартам API SQ и ILSAC Gf-7.
  • Параллельно развивается сотрудничество российских компаний с китайскими производителями присадок. Однако разница в подходе к созданию присадок у «Большой четверки» и в подходе китайских производителей – кардинальная.
  • В то время как одни проводят многолетние и дорогостоящие исследования, являются обладателями многочисленных ноу-хау и запатентованных разработок и плотно сотрудничают с автопроизводителями – вторые только начали разрабатывать собственные технологии, и догонять западных старших коллег им предстоит еще очень долго.
  • Российские же производители вынуждены балансировать между глобальными требованиями рынка и локальными технологическими ограничениями. API продолжает разрабатывать и публиковать новые стандарты – российские компании продолжают помещать на канистрах со своей продукцией заветные маркировки.
  • Потребителям же остается либо слепо доверять этикетке, либо же с каждой новой покупкой масла проводить самостоятельное расследование, проверяя на официальном сайте API, ест ли у продукта заветная лицензия.