В начале 1990-х руководство Mercedes-Benz просто искрило идеями: переднеприводный А-класс, компактный родстер SLК, крохотный Smart. А японцы в то время уже вовсю осваивали новейший класс компактных кроссоверов. Подобных машин люкс-сегмента на рынке ещё не было, и немцы увидели в них огромный потенциал. Как минимум в США, где был большой неосвоенный рынок комфортабельных внедорожников.
Ничего похожего в линейке Mercedes-Benz не было, за исключением славного вояки G-класса. Американские потребители (а рынок США и Канады считался приоритетным для автомобилей данного типа) наверняка оценили бы что-то более доступное и современное, но переделывать и при этом удешевлять Гелик было экономически нецелесообразно. В итоге руководство марки пришло к очевидному выводу — необходимо создать новый комфортабельный вседорожник.
Поначалу немцы хотели получить вожделенный автомобиль малой кровью и в 1991 году заключили соглашение с Mitsubishi Motors о разработке и производстве внедорожника на платформе Pajero. То есть натурально собирались выпускать Mitsubishi под брендом Mercedes-Benz! Однако в мае 1992-го сотрудничество свернули, официально — из-за «технических проблем». Возможно, это к лучшему — ревностные почитатели марки наверняка назвали бы эту полукровку ненастоящей. Пикап X-Class на ниссановском шасси, выпускавшийся с 2017 по 2020-й, не даст соврать.
Через год после этого развода Mercedes-Benz определился с ключевыми аспектами концепции перспективной модели, которую немцы решили делать своими силами. А заодно принял стратегически важное решение о запуске завода в американском штате Алабама — первой сборочной площадки бренда по производству легковой техники за пределами Германии. Её строительство началось в 1994 году.
В январе 1996-го на автосалоне в Детройте Mercedes-Benz представил шоукар AA Vision, здорово удививший посетителей выставки. Столь неформатных Мерседесов мир ещё не видел. Игрушечность, эклектичность, легкомысленность — какими только эпитетами не награждала новинку публика и пресса. В то же время концепт с выпуклыми формами, защитным обвесом и большими колёсами неженкой вовсе не выглядел. Аббревиатура AA — All Activity — говорила о многофункциональности и универсальности, что вполне ожидаемо. Не слишком оригинально? Но в случае с Mercedes-Benz название действительно соответствовало способностям машины как на асфальте, так и на пересечённой местности.
Прототип переосмыслил понятие комфортабельного внедорожника. Образцом роскошного представителя этого класса тогда был Range Rover второго поколения (P38A). Его салон и уровень оснащения мало чем уступали представительским седанам той эпохи, но с точки зрения анатомии Рейндж даже не пытался выглядеть легковушкой. В его основе было кондовое рамное шасси с неразрезными мостами, что влекло за собой немалый вес и соответствующую управляемость.
Land Rover Range Rover
Mercedes-Benz AA Vision рвал связи с подобными моделями даже внешне, поскольку, согласно рыночным исследованиям, покупатели хотели нечто более совершенное и изысканное. Притом и на классический Мерседес этот концепт походил разве что ручками дверей и треугольниками задних фонарей.
Кузов концепта был не только стильным, но и функциональным. С одной стороны, тщательно проработанная аэродинамика для снижения уровня шума и расхода топлива. С другой — неплохая геометрическая проходимость: короткие свесы, скошенная форма бамперов и достаточные для большинства пользователей углы въезда и съезда. На крыше — рейлинги для перевозки велосипедов, досок для сёрфинга или сноубордов, задний бампер — с выдвижным фаркопом. Люка в крыше было сразу два — с расчётом в том числе на охотников или фотографов. А задняя дверь оказалась двустворчатой, с подъёмным стеклом и нижней откидывающейся в сторону половинкой. В последней снаружи хранилось запасное колесо, а внутри — динамики аудиосистемы, причём выносные, для пикника. Наконец, пухлые 17-дюймовые шины — гигантские по тем временам — имели особый протектор, который мог отпечатывать на грунте фирменные мерседесовские звёзды.
Игривый салон, в котором о Мерседесах напоминало лишь рулевое колесо и привычные кнопки-рычаги на отделанной алюминием центральной консоли, тоже был стопроцентно экспериментальным: легкомысленное, явно не серийное оформление панели, изогнутые цилиндрические подголовники, двухцветная отделка. Представить подобное в серийном автомобиле середины 1990-х было сложно. Но за изысками скрывались продуманность и комфорт. Плюс премиальное оснащение — навигационная система с выдвижным монитором, телефон с управлением кнопками на руле и микрофон системы громкой связи в солнцезащитном козырьке.
Раму прототип всё-таки сохранил, но шасси у него было интересное и не вполне типичное для той эпохи. Рама соседствовала с полностью независимой подвеской, которая отличала AA Vision от многочисленных внедорожных современников. Важный пункт в перечне инноваций — полный привод с распределением крутящего момента на колесо с лучшим сцеплением с поверхностью. К пассивной и активной безопасности создатели шоукара тоже подошли предельно серьёзно: предусмотрели фронтальные и две боковые подушки безопасности, АБС и систему курсовой устойчивости.
К сожалению, при проработке облика серийной машины пришлось отказаться от ряда ярких особенностей. Например, не в меру широких колёсных арок, огромных шин и лихо наклонённых задних стоек. Оригинальная дверь багажника, разделённая на две секции, прагматичному M-классу тоже не досталась. Да и салон получился более приземлённым, без алюминия и в стиле уже существующих легковушек марки.
Через год после премьеры концепта в феврале 1997 года стартовала сборка первого M-класса (он же ML) с внутризаводской маркировкой W163. Получился он, в общем-то, толковый и прогрессивный. С рамой, необычной для того времени полностью независимой подвеской (спереди торсионы, сзади многорычажка) и электронноуправляемым полным приводом. Но мир поначалу смотрел на новичка через призму высоких фирменных стандартов. Несмотря на эмблему-звезду и дизайн в фирменном стиле, журналисты того времени не забывали указывать на то, что это всё же «американец» с несколько простоватым салоном и не совсем мерседесовской плавностью хода. Хотя ML W163 продавался по обе стороны Атлантики и пытался угодить потребителям с разными вкусами.
И всё же именно первый ML открыл новый класс автомобилей, который в итоге нашёл свою аудиторию и в Новом, и в Старом Свете. И если обычно шоукары задают вектор для одного поколения серийной модели, то в случае с M-классом получилось, что AA Vision предопределил развитие сразу двух. Первый W163 унаследовал саму концепцию, каплевидные фары, радиаторную решётку и другие стилистические мотивы, а также шасси. Следующий W164 перенял мускулистый облик и силуэт — правда, рамы у него уже не было, что полностью укладывалось в принятую изначально концепцию комфортабельного, почти легкового, автомобиля высокой проходимости.
А ещё Mercedes-Benz AA Vision для марки запомнился смелым покорителем заокеанских территорий, открывшим новую главу в истории бренда. Ведь в США и по сей день выпускается существенный объём больших кроссоверов для всех окрестных рынков. А то, что когда-то казалось бунтом и вызовом, сегодня фактически стало стандартом автоиндустрии.
Подождите
Объявления загружаются