Распиновка коммутатора ВАЗ: схема подключения и датчик холла

18 марта 2025
834
Недавно я столкнулся с проблемой зажигания на ВАЗе и понял, что многие не до конца разбираются в распиновке коммутатора и подключении датчика Холла. Если у вас пропала искра или двигатель заводится через раз, возможно, дело именно в этом узле.
Разбираемся, как работает система и как правильно подключить коммутатор!

Как работает коммутатор и датчик Холла?

В классической системе зажигания ВАЗ коммутатор выполняет роль «усилителя» сигналов от датчика Холла.
Датчик фиксирует положение распределительного вала, формируя импульсы, а коммутатор усиливает их и управляет катушкой зажигания. В результате на свечи подаётся мощный разряд, который воспламеняет топливо в цилиндрах.
Если датчик Холла или коммутатор выходят из строя, двигатель может глохнуть на ходу, запускаться с перебоями или вообще не заводиться.

Схема подключения коммутатора ВАЗ

Коммутатор имеет шесть контактов, и важно правильно их подключить:
- первый контакт идёт на катушку зажигания (управляющий сигнал);
- второй контакт соединяется с «массой» автомобиля;
- третий контакт – входной сигнал от датчика Холла;
- четвёртый – «плюс» от замка зажигания;
- пятый – выход на катушку зажигания;
- шестой – общий минус (масса).
Если перепутать контакты, искра может полностью исчезнуть или зажигание начнёт работать некорректно.

Признаки неисправности коммутатора

При проблемах с коммутатором возможны следующие симптомы: двигатель не заводится, периодически пропадает искра, мотор может заглохнуть на ходу, а затем снова запуститься после остывания.
Также возможны перебои в работе двигателя, особенно на высоких оборотах.
Схема подключения датчика Холла

Датчик Холла передаёт импульсы коммутатору, сообщая о положении распределительного вала. Его подключение играет ключевую роль в корректной работе системы зажигания.
Датчик Холла имеет три контакта:

- питание (+) — подается напряжение 12 В от бортовой сети;
- сигнальный провод – передаёт импульсы на коммутатор;
- масса (-) – соединяется с кузовом автомобиля;
При неправильном подключении зажигание может не работать или искра будет появляться хаотично.
Датчик Холла 2108: распиновка и особенности подключения

На ВАЗ 2108 используется та же схема подключения датчика Холла, что и на других моделях ВАЗ с бесконтактным зажиганием.
Однако стоит учитывать, что на ранних версиях автомобилей могли использоваться датчики с другим разъёмом. Если вы заменяете старый датчик на новый, лучше заранее проверить распиновку.
Как проверить и заменить коммутатор и датчик Холла?
Для диагностики коммутатора можно использовать мультиметр, проверяя подачу питания и выходное напряжение при прокрутке двигателя. Если сигнала нет, стоит проверить датчик Холла.
Проверить датчик Холла можно, подключив к его сигнальному проводу светодиод. При вращении двигателя он должен мигать, что подтверждает прохождение импульсов. Если светодиод не загорается, датчик неисправен.
Замена коммутатора и датчика Холла

Замена коммутатора проста: нужно отсоединить разъём, открутить два крепёжных болта и установить новый блок.
Датчик Холла заменить сложнее, так как он установлен внутри трамблёра. Для его замены нужно снять бегунок, открутить крепление датчика и установить новый, соблюдая зазор.
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем