Подвеска и оси трала.
В этой статье будет рассказано о ходовой части и прочей технической части полуприцепов тяжеловозов производства компании Juterborg.
Подвеска.
Отвечает за гашение колебаний и наклонов, которые появляются при переезде через крутые повороты или из-за экстренного торможения. Основных используемых варианта есть два, рассмотрим их подробнее.
Пневматическая зависимая подвеска.
Состоит из полурессор, амортизаторов и пневмоподушек. Рессоры крепятся к передним кронштейнам при помощи валов («пальцев»), к балкам осей с помощью стремянок. Пневмоподушки расположены между рессорами подвески и лонжеронами рамы, к которым они крепятся болтовым соединением. Вертикальную нагрузку воспринимают пневмоподушки. Амортизаторы предназначены для гашения колебаний полуприцепа при движении по неровной дороге. Применяется на низкорамных и среднерамных тралах. Подвеска такого типа очень компактна в высоту, что позволяет значительно снизить погрузочную высоту полуприцепа.
Некоторые преимущества пневматической подвески:
• минимальная амплитуда и интенсивность естественных колебаний, возникающих при движении транспортного средства по неровной дороге;
• возможность самостоятельной регулировки жёсткости работы подвески в зависимости от конкретного типа дорожного покрытия;
• повышение параметров устойчивости и манёвренности полуприцепа из-за более равномерного распределения нагрузки на оси;
• простота в обслуживании.
Рессорная зависимая подвеска.
Такой тип подвески выполняется на продольных полуэллиптических листовых рессорах. Полуэллиптические продольные рессоры удерживают каждую ось полуприцепа, кроме этого, на раме закреплены ушки крайних рессор, что обеспечивает безопасность всей установки. Между собой свободные концы соседних рессор соединяются качающимся балансиром. Такая конструкция обеспечивает независимый ход колес по вертикали.
При движении, рессоры являются амортизирующим элементом и воспринимают вертикальную и боковую нагрузку. Тяговая и тормозная силы передаются реактивными штангами. Периодическое техническое обслуживание сводится к минимуму за счет отсутствия дополнительных элементов и простоты конструкции.
Рессорная зависимая подвеска является наиболее жесткой среди всех типов, обеспечивая тем самым максимальную устойчивость полуприцепа на дороге. Применение рессорной подвески оптимально для прицепной техники эксплуатирующейся на дорогах общего пользования и по умеренному бездорожью. Среди преимуществ рессорной подвески можно отметить ее дешевизну, надежность и долговечность.
Оси
Несущая часть конструкции полуприцепов - их оси. Говоря по-простому это агрегат, который отвечает за вращение колес. Визуально оси представляют собой металлические трубы круглого или прямоугольного сечения с впрессованными в неё цапфами, приваренными рессорными площадками и фланцами крепления тормозных суппортов. Изготовлены из стали. Специальные сплавы повышенной прочности гарантируют надежность и долговечность эксплуатации.
Помимо обычных стационарных осей на полуприцепах можно встретить еще две разновидности.
Подъемная ось (ленивец)
Это конструктивный элемент, обеспечивающий равномерное распределение нагрузки по всей ходовой части. Если полуприцеп не загружен, ось находится в поднятом состоянии. При повышенной нагрузке она опускается, разгружая тем самым ведущую ось и повышая грузоподъёмность автопоезда.
Предусмотрены три положения оси:
• Транспортное, при котором ось находится в поднятом состоянии и не касается дороги.
• Рабочее с опущенными колёсами, при котором нагрузка распределяется между ведущим мостом и подъёмной осью.
• Переходное, при котором колёса опущены вниз, но не участвуют в распределении весовой нагрузки (используется при езде по гололёду или при движении по дорогам с крутыми подъёмами).
Управление подъёмной осью может осуществляться двумя способами:
• Принудительно с помощью двухконтурного крана. Кран может быть как с механическим управлением через кнопку непосредственно на корпусе крана, так и с электрическим управлением.
• Автоматически, в зависимости от загрузки транспортного средства, с помощью клапана, который управляется электронным блоком системы EBS. При определённых параметрах нагрузки электронный блок посылает сигнал на клапан подъёмной оси.
Преимущества подъёмной оси: экономия топлива, снижение износа шин, снижение нагрузки на другие оси, улучшение ходовых характеристик и манёвренности.
Поворотная ось (самоустанавливающаяся)
Позволяет улучшить манёвренность автопоезда, снизить износ шин, уменьшить нагрузки на элементы осевых агрегатов, а также сократить расход топлива.
Принцип работы самоустанавливающихся поворотных осей заключается в использовании двух волнообразных шайб. При заходе полуприцепа в поворот на колёса воздействуют боковые силы, которые плавно выводят из зацепления волнообразные шайбы поворотного узла. Колесо поворотной оси двигается в направлении движения полуприцепа, при этом минимизируется сила трения и износ резины. При выходе на прямую дорогу, под воздействием собственного веса полуприцепа, волнообразные шайбы входят обратно в зацепление.
Для обеспечения движения задним ходом поворотные оси оборудуются механическим стопором, приводящимся в работу от пневмоцилиндра.
Ступица
Ступица - механическая деталь, обеспечивающая маневренность прицепов. В современных конструкциях прицепов применяются ступицы с использованием роликовых подшипников конического типа. Они значительно превосходят шариковые подшипники по показателям износостойкости и прочности.
Тормоза
Барабанные тормоза выигрывают в цене. Их колодки стоят в три - четыре раза дешевле дисковых, имеют большую износостойкость. Соответственно, служат дольше. Слабое звено - изнашивание тормозных колодок и барабана. Процесс приводит к тому, что возникает и постепенно растет зазор между ними. Уменьшение зазора производится при помощи трещотки, они бывают механические или автоматические. При плохой эксплуатации, несоблюдении установленных норм профилактики механизм трещотки требует замены. А их установлено по две штуки на каждой оси.
Тягачи, прицепы и полуприцепы снабжены системой антиблокировки тормозов. Может быть установлена механическая пневматическая система ABS, или электронная — EBS. Такая система особенно незаменима при крутых и резких поворотах грузовика для его повышенной маневренности. Прохождение сложных участков трассы, плохое состояние дорожного покрытия также являются факторами риска. Система антиблокировки тормоза позволит прицепу не мешать движению тягача.
Иногда на тягаче установлена пневматическая система, а на полуприцепе-электронная. Тогда питание системы полуприцепа будет производиться через кабель пневматической системы. Необходимые дополнительные данные электронная система сама получит со специальных датчиков, установленных на колесах полуприцепа. Таким образом, тормозная система будет функционировать даже при выходе из строя электроники.
Колеса
Колесные диски на всех полуприцепах используются стальные.
Для низкорамных полуприцепов самым распространённым является вариант:
Размерность шин 235/75 R17.5, двускатная ошиновка
Для высокорамных полуприцепов наиболее частыми являются 3 варианта:
Размерность шин 385/65 R22.5, односкатная ошиновка
Размерность шин 445/65 R22.5, односкатная ошиновка
Размерность шин 12.00 R20, двускатная ошиновка