Что выбираем: новый современный цифровой Haval H9 или семилетний ржавый и морально устаревший Toyota Land Cruiser Prado 150?
У многих граждан сохраняется иллюзия, что японское – это лучшее, что может быть на рынке из внедорожников. Вспомним, однако, определение этого слова. Иллюзия – это неспособность понять реальность! А реальность такова, что в нынешних условиях это уже давно не так…
Раньше японцы продавали нам технику, сделанную на достойном техническом уровне из достаточно качественных материалов. В ней были дорогие салоны и долговечные агрегаты. Топовый Прадо 120 стоил $50 тыс. с мотором 4 литра, ТЛК 105 стоил $52 тыс. с неубиваемым дизелем, ТЛК 200 в фарше стоил $102 тыс. (первая версия в 2008 г. $90 тыс.). Инфляция доллара за последние 15 лет увеличила цены на автомобили на 20%.
И что же делает Тойота сейчас?
ТЛК 300 имеет странные моторы и устроен очень просто – одна межосевая блокировка и больше ничего для офроуда, как обычный паркетник… Зато двигатель можно запускать от отпечатка пальца, точно так же, как и включать любой дешёвый китайский телефон! И по прежнему есть даже гнездо для CD дисков… Отделка салона ТЛК 300 ничем по качеству не отличается от банального РАВ 4 при стоимости этого чуда в РФ от 16.5 млн. рублей ($180 тыс.). Эта гомосятина от Тойоты уйдет из фокуса нашего рынка, если сюда вернуться нормальные европейские и американские автомобили класса SUV. Кстати, в Америке с продажами этого «флагмана» даже за $90 тыс. как-то у Тойоты не заладилось…
А, например, Прадо 150 Black Onyx (7 мест) 2.8D, 177 л.с., 6АКПП стоит в РФ от 8 700 000 руб. ($95 тыс.). Для справки: средне упакованное Прадо 150 в США стоит $70 тыс., чтобы не было ощущения, что у нас всё уж очень дорого.
По своему функционалу уходящий с рынка в 2024 году Прадо 150 богаче, чем ТЛК 300. Если купить новый автомобиль почти за $100 тыс., сделать ему полную антикоррозийку и нормально его обслуживать (правда без заводской гарантии и непонятно, где и как), то он, несомненно, отъездит свои 10 лет и пройдёт, наверно, свои 200 тыс. км. Ниже я подробно расскажу о ресурсе и слабых местах двигателей, устанавливающихся на ТЛК Прадо 150.
Кстати, выходящий вместо него на мировой рынок в 2024 году Toyota Land Cruiser 250 (подробно см. ниже) чем-то мне по своей концепции напоминает Тank 400. В этот раз уже японцы сделали «пародию» на китайский автомобиль или наоборот?
Я не отношу себя ни к китаефилам, ни к китаефобам. Но давайте посмотрим на вопрос покупки нового автомобиля через призму финансов.
Если вы такой успешный, что смогли заработать почти 9 млн. рублей на покупку нового автомобиля (не будем рассматривать ситуацию с кредитом, она нам всё запутает и затуманит суть вопроса), то потратить их можно по-разному. Если купить более современный и технологичный и сделанный из более качественных материалов китайский (тульский) Haval H9 и полностью его упаковать со всеми страховками, то у вас останется 4.5 млн. рублей. Если их сейчас тупо разместить в ОФЗ под ставку 14% на 5 лет, или положить на депозит под ставку 15%, то при капитализации процентов вы получите на выходе 8.66 млн. рублей в первом случае, и 9.05 млн. рублей во втором, если ставка по депозитам не будет снижаться; если будет, то первый вариант выгоднее. Если проценты не капитализировать, то в первом случае вы каждый год будете получать купоны по ОФЗ в сумме 630 тыс. руб. в течение пяти лет. Очевидно, что этой суммы хватит не только на обслуживание Haval H9, включая бензин и всевозможные гипотетические поломки, но и ещё останется на роскошный отдых где-нибудь в Турции или Таиланде…
В среднем в РФ автомобили за год проезжают меньше 20 тыс. км («таксистов» не рассматриваем). Соответственно, при гарантии 6 лет от сквозной коррозии у Haval H9 ничего с кузовом за 5 лет не произойдёт, а 100 тыс. км может отъездить без проблем любое «ведро», даже пресловутый «ТАЗ» волжского завода.
Встаёт вопрос: сможем ли мы на полученные при погашении ОФЗ или закрытии депозита 9 млн. рублей (при капитализации процентов) купить себе новый современный пусть и китайский автомобиль через 5 лет и будет ли нас интересовать остаточная стоимость Haval H9 в этом случае?
При этом те, кто купил новый ТЛК 150 за 9 млн. рублей 5 лет назад в тот момент, когда вы купили новый Haval H9 вдвое дешевле, будут иметь уже старый ржавый автомобиль с пробегом 100 тыс. км. При этом они, возможно, смогут поменять его на нового китайца с какой-то доплатой, а вы спокойно сможете купить даже новый ТЛК 250, если цены останутся на месте, и если вы сможете сесть в этот устаревший ещё до премьеры автомобиль после H9 (я не верю, что Тойота изменит свою концепцию и выпустит какой-нибудь современный надёжный автомобиль).
Для ТЛК 250 приоритетным рынком выбрана Северная Америка, остальные должны «идти в сад». Под него же заточен и более гламурный Lexus GX550. И это понятно. Даже в Арабских Эмиратах Тойоту постепенно стали вытеснять американцы. В Европе эти морально устаревшие автомобили тоже никому не нужны. Поэтому Тойоте надо как то попытаться найти новую нишу для своих автомобилей. Ей ещё не раз аукнется уход с нашего рынка…
Базовой версией «нового Прадо» выбрана версия с гибридной силовой установкой как у пикапа Tacoma. ТЛК 250 будет иметь три мотора: дохлый 2TR-FE 2.7 л + 6МКПП с отдачей 163 л.с., дизельный 1GD-FTV 2.8 л с отдачей 204 л.с. теперь уже не с чугунным, а с «одноразовым» алюминиевым блоком и 8АКПП и 2.4 л турбомотор T24A-FTS, совмещённый с 8АКПП с интегрированным электродвигателем или без него…, полный привод, понижайка, межосевой самоблокирующийся дифференциал (то есть муфта?), MTS, MTM, Crawl Control, SDM вместо глючевшей на Прадо KDSS. Электроусилитель руля вместо ГУР – надо же как-то удерживать автомобиль в полосе. В салоне всё угловатое как в последних китайцах и очень напоминает по стилю Defender 110, Ford Bronco или Wrangler. Зато второй и третий ряд кресел наконец-то складывается в ровный пол! Для «фанатов» есть версия First Edition с круглыми фарами а-ля FJ-Cruiser. Построен на платформе GA-F («ГАФ»), как и ТЛК 300, причём опять слышится всё та же «песня» от Тойоты про увеличение жёсткости рамы на 50%, а общей жёсткости на 30%. Да, очередной раз увеличили диаметр дисков в тормозной системе (раньше это Тойоте тормозить лучше не помогало).
Длина увеличилась на 10 см, а колёсная база на 6 см по сравнению с ТЛК 150. То есть внедорожные качества ухудшили в угоду американским обожравшимся гамбургерами клиентам, которые помещаются только в Sequoia (вспомним толстого блогера из «клубного сервиса»). Базовый пятиместный ТЛК 250 на тряпке с мотором 2.7 л и МКПП без опций будет стоить в Америке $50 тыс. Для сравнения та же Sequoia стоит от $60 тыс.
Таким образом, сравнив выше финансовую сторону покупки нового Н9 и нового Прадо 150, можно констатировать, что если у вас нет 9 млн. рублей, а есть всего лишь 4.2-4.5 млн. рублей, то ваш выбор: либо новый современный Н9, либо старый ржавый ТЛК 150 выпуска 2016 года с пробегом минимум 100 тыс. км (а вероятнее всего под 180 тыс. км).
А ведь новая машина – она и в Африке новая машина!
Мне скажут: ТЛК 150 не будет падать в цене (в рублях может быть и нет, а в долларах точно упадёт), а сколько будет стоить Н9 никто не знает. Но если посмотреть сколько на рынке стоят сейчас Н9 выпуска 2019-2020 годов, купленные по 2.2 млн. рублей, то легко обнаружить, что они подорожали почти в полтора раза. Если произойдёт насыщение рынка автомобилями, то более «свежие» Н9 вряд ли будут уступать в цене старым ржавым Прадо 150. Надо помнить, что через 7-10 лет у Прадо 150 мы имеем минус краска на кузове, минус топливный бак, минус заливная горловина, минус вся тормозная система, включая ручник, минус трубки кондиционера, минус передние крылья, а иногда и передние брызговики, дырявую заднюю дверь (под декоративной накладкой), вышедшую из строя трапецию стеклоочистителя, затёртое и выбитое песком лобовое стекло, сдохший аккумулятор (ы) и т.п. и т.д. Вся рама и всё, что снизу, будет ржавое, как на старых Жигулях. Конечно, в Краснодаре машина, возможно, не сгниёт от соли и реактивов, однако у неё точно высохнут все резиновые уплотнения, потрескается от жары салон и выгорит краска, плюс всё остальное вышеперечисленное.
Мне скажут: Тойота ТЛК 150 – супернадёжный ликвидный автомобиль, а как покажет себя Н9 никто не знает. Да, согласен, пока достаточно мало автомобилей Н9 преодолело рубеж 200 тыс. км, так как модель вышла на наш рынок в 2015 году и как раз первые машины сейчас приближаются к этому «порогу». Однако на новые машины Haval имеем гарантию 3 года или 150 тыс. км пробега, в СПб восемь полноценных дилеров со складами запчастей, есть запас расходников, завод в Туле делает кузова, поэтому есть надежда, что с кузовными деталями будет проще. А что сегодня мы имеем у Тойоты? Дилеров нет, складов запчастей нет, масел, технологических жидкостей и расходников нет. То, что можно купить на 50% контрафакт или подделка. Да существовало много аналогов, в том числе китайских. Однако их количество стало достаточно быстро падать.
А как на самом деле обстоит вопрос с надёжностью ТЛК 150? Больше всего финансовых проблем при ремонте может доставить АКПП и двигатель. Хотя замена того же кардана, если его крестовины не шприцевались на каждом ТО (не реже одного раза в 10 тыс. км пробега), либо ремонт КДСС, если она сгнила от грязи, может составить значительную сумму. На ТЛК 150 устанавливается шестиступенчатая АКПП Aisin, с которой не будет проблем до 200-250 тыс. км пробега только в том случае, если в ней регулярно менялось масло: каждые 60 тыс. км пробега при обычной эксплуатации автомобиля. Если таскали прицеп или ездили постоянно по бездорожью, то масло надо менять вдвое чаще.
Сложнее дело обстоит с моторами ТЛК 150. На машину устанавливалось четыре силовых агрегата: два бензиновых и два дизельных. Бензиновый 2TRFE (на основе 3RZFE) 163 л.с., рядный четырёхцилиндровый 2.7 л, с чугунным блоком, с цепным приводом ГРМ, пластиковым коллектором и гидрокомпенсаторами зазоров клапанов достаточно надёжен, если масло в нём менять каждые 8 тыс. км, и имеет общий ресурс до 400 тыс. км. Однако его слабым местом является навесное оборудование: помпа системы охлаждения, подшипники компрессора кондиционера и генератора, приводные ремни. Их ресурс не превышает 150 тыс. км. С этим мотором надо ездить медленно и печально, иначе мотор будет иметь конский расход топлива, а его ресурс неизбежно упадёт. Плюс мотор шумный и при работе наблюдаются значительные вибрации. Более мощный 1GRFE 4 л имеет такую же маркировку, как и мотор на Прадо 120, но его модернизировали: изменили головку блока цилиндров, облегчили поршни, подняли степень сжатия, поставили два фазовращателя, изменили выпускной коллектор, что дало мощность 282 л.с. Имеем, таким образом, высокую ставку транспортного налога, плюс в городе машина будет потреблять 18-20 литров бензина на 100 км пробега. Однако только с этим мотором Прадо 150 имеет приемлемую динамику. Привод ГРМ цепной, ресурс цепи 250 тыс. км. На моторе нет гидрокомпенсаторов – клапана надо регулировать по регламенту каждые 100 тыс. км. Слабое место: муфты системы VVTI (скрежет при запуске или характерный «дизельный стук» при работе), помпа (ресурс до 150 тыс. км), надо регулярно чистить дроссельную заслонку (при низких оборотах холостого хода). Мотор требует частой замены моторного масла – не реже, чем через 8000 км пробега. Общий ресурс мотора достигает 400 тыс. км пробега при качественном обслуживании.
Из-за высокого расхода топлива и налога 4 л бензинового двигателя и «тупости» 2.7 л двигателя, народ у нас предпочитал покупать дизеля. Изначально на конвейере на машину ставился трёхлитровый 1KDFTV, 173 л.с. с коммон-рейл, имеет ременный привод ГРМ (желательна замена ремня и роликов каждые 130 тыс. км), у него нет гидрокомпенсаторов клапанов (регламент регулировки каждые 40 тыс. км). Ресурс турбины 200 тыс. км пробега. Надо понимать, что дизель Прадо 150 не экономит ваши деньги (топливо, налог), а даёт их вам на время «под проценты». И именно при пробеге около 180-200 тыс. км (в зависимости от качества топлива) он и может их «взыскать обратно». А именно с этим пробегом, скорее всего, и будет машина 2016 года выпуска, которую выше мы рассматривали как альтернативу покупки нового Н9. К этому пробегу скорее всего придётся менять ТНВД и какие-то форсунки. Кроме того, до 2013 года на этих моторах на поршнях образовывались трещины к пробегу 100 тыс. км, особенно если двигатель чиповали (подняли давление наддува). Двигатель имеет систему ЕГР, поэтому каждые 50-60 тыс. км пробега надо чистить клапан ЕГР. Мотор может на качественном топливе и при интервале замены масла максимум через 6000 км отъездить более 400 тыс. км.
Наконец в 2015 году на Прадо 150 стали устанавливать 1GDFTV, который отвечает нормам ЕВРО-6, есть ЕГР, сажевый фильтр, т.е. весь набор «экологических приблуд». Четырёхцилиндровый мотор 2.8 л мощностью 177 л.с., имеет чугунный негильзованный блок, турбину с изменяемой геометрией, в поршнях есть маслоканалы и есть дополнительные маслофорсунки для улучшения охлаждения поршней (вспомним «трещавшие» поршни на 1KDFTV). Этот мотор требует высококачественного масла с допуском С2, которое надо менять каждые 5000 км пробега. Слабым местом мотора является топливная система (форсунки и т.п.), которая требует топлива высокого качества. Плюсы мотора – тихая работа и топливная экономичность. Покупать машины с этими моторами надо только после тщательнейшей (тройной) диагностики, иначе стоимость ремонта может похоронить все плюсы от покупки дизельной машины по сравнению с бензиновой.
Ещё одной проблемой у Прадо 150 с пробегом является износ шлицов рулевого вала при езде по разбитым дорогам. Это проявляется люфтом и стуком в рулевом управлении при проезде через неровности. При этом рулевая рейка как правило в порядке. Рулевой вал «не лечится» и подлежит замене, что весьма недёшево.
По поводу состояния тормозной и прочих систем, кузова, рамы и т.п. желающие могут прочитать мой обзор про ТЛК 200 («ТЛК 200 – Автомобиль Мечты. Итог 12.5 летней эксплуатации»), в котором подробно рассмотрены основные проблемы, присущие всем Toyota Land Cruiser.
В общем, вам решать. Я никого не уговариваю и никого ни к чему не призываю. Рынок сам всё расставит по местам без нашей помощи, если, конечно, он эффективен и не искажён различными ограничениями со стороны государства. В нашей стране существует много мифов, предубеждений и часто отсутствует полная и достоверная информация. Кроме того, развелось много проплаченных блогеров, которые за деньги несут всякую околесицу в пользу купивших их интересантов. Иногда они просто торгуют машинами и рекламируют то, что они смогли «схватить» по дешёвке на перепродажу. Японцы всегда хорошо перепродавались и были любимы всевозможными перекупами. Это их хлеб. Могу только посоветовать вам, не мазать за ваш счёт масло на их бутерброд, тем более не класть сверху на масло ещё и икру…
Как-то так, поздравляю всех с наступающим Новым годом, всем добра и удачи, и чтобы ваш автомобиль сам никогда не ломался.
Плюсы
Машина с оптимальным соотношением цена/качество
Минусы
Малоинформированные граждане считают её "пародией" на ТЛК 150
Все плюсы и минусы моделиHAVAL H9: Первые впечатления.
Ещё раз про плюсы и минусы Haval H9 в сравнении с Toyota Land Cruiser. Приветствую всех читателей Авто.ру: тех, кто хочет узнать что-то новое и полезное про данную машину от тех людей, которые действи...
#Отзыв
Почему я купил HAVAL-H9. Уже рулит Haval или всё ещё Toyota Land Cruiser?
Анализ «внедорожных тенденций» в современном автомобилестроении. Toyota – это всё ещё мировой эталон внедорожников или это уже распространённое заблуждение? Приветствую всех читателей Авто.ру, и в пе...
#Отзыв
ТЛК 200 – Автомобиль Мечты. Итог 12.5 летней эксплуатации.
Советы по выбору автомобиля с пробегом и продлению его ресурса. Приветствую всех читателей Авто.ру, и в первую очередь тех автолюбителей, кто хочет узнать что-то новое и полезное про «машину мечты» и...
#Отзыв
Бегемот да не тот. ТЛК 200 – такой, какой он есть или Большой Машине – Большой Отзыв.
Ну, вот, наконец-то - «дорос»!!! Приобрёл мечту многих поколений автомобилистов – легендарный джип производства Тойоты – TOYOTA LAND CRUISER 200! Это уже мой девятнадцатый (если не сбился со счёта)...
#Отзыв
Второй немецкий внедорожник
Почему спрашиваете второй внедорожник? Потому, что первым был старый добрый Гелендваген.
Мой Туарег - скоростной вездеход в топовой версии. Пока разберёшься в кнопочках и меню настроек, пройдёт не...
#Отзыв
Почему я купил Паджеро Спорт II NEW.
Расскажу, как я выбирал себе эту машину.
Отъездив 5.5 лет на турбированном Форестере (до него менял машины каждые 1.5-2 года), который служил верой и правдой, не ломался (выпуска 2004 г. до фэйслиф...
#Отзыв
Паджеро Спорт II NEW: дизель объёмом 2.5 л - альтернатива 3.2 л?
Еще раз про сравнение первых от 2008 г.в. Паджеро Спорт 2 (Mitsubishi, Pajero Sport II NEW) с мотором 3.2 л и Паджеро Спорт 2 с мотором 2.5 л, который завод ставит на машину с 2009 г. (см. мой отзыв «...
#Отзыв
Два года с Паджеро Спорт 2 дизель 3.2 л АКПП.
Хочется ответить товарищам, которые купив хорошую машину, начинают хаять её почём зря. Типа камера есть, компаса нет; разгон на дизеле 2.5 л (!!!) слабоват, на поворотах не гоночный болид и жопе на д...
#Отзыв