Что такое опорный подшипник: назначение и принцип работы

18 марта 2025
645
Когда в моей машине появились странные щелчки при повороте руля и удары в подвеске, я сначала грешил на рулевые тяги. Но диагностика показала, что всему виной опорный подшипник стойки амортизатора.
После замены управление стало плавным, а стуки исчезли. Теперь хочу рассказать, что такое опорный подшипник, на что он влияет и как определить его неисправность.

Что такое опорный подшипник и как он работает?
Опорный подшипник (в простонародье "опорник") – это подшипник качения, который широко применяется в современных автомобилях благодаря простоте установки, способности выдерживать высокие нагрузки и отличным эксплуатационным характеристикам.
"Опорник" располагается под капотом, в верхней точке "стакана" кузова, в котором установлена амортизационная стойка.
Он соединяет кузов и амортизаторы, распределяя вес автомобиля на колеса, которые вращаются. Без него об управляемости и комфортной езде не могло бы быть и речи.
От обычного подшипника опорный отличается толстым наружным кольцом (обоймой).
Такая конструкция позволяет выдерживать серьезные нагрузки и удары, поступающие от колес. Со временем подшипник теряет смазку, начинает подклинивать и провоцировать скрипы, щелчки и вибрации. Если вовремя не заменить его, могут пострадать амортизаторы, рулевая рейка и даже шины, которые начнут изнашиваться неравномерно.
Причины неисправности опорного подшипника

Основной причиной выхода из строя "опорника" является попадание грязи и песка внутрь детали. Также он может сломаться из-за неисправного амортизатора или сильного удара при езде по неровностям.
Даже исправный амортизатор и пружина имеют свой предел, и если удар слишком сильный, они не могут его погасить, что приводит к разрушению подшипника.

Как понять, что опорный подшипник неисправен?
На первых порах неисправный подшипник проявляет себя легким поскрипыванием. Позже добавляются удары на неровностях, рывки руля при повороте, а в салоне становится шумнее. Если при вращении руля слышны щелчки или стуки в передней подвеске, стоит проверить подшипник.
Также признаком неисправности является ухудшение маневренности – автомобиль начинает "рыскать" по дороге.

Как проверить опорный подшипник?

1. Проверка с раскачиванием машины.
Снимите защитный колпак (он может быть пластиковым или резиновым), пальцами прижмите верхний элемент штока стойки. Попросите помощника раскачать машину за крыло. Если подшипник изношен, рукой можно ощутить люфт или стук.
2. Тактильная проверка. Посадите друга за руль и попросите его поворачивать его влево и вправо, пока сами держите руку на витке пружины. Если подшипник неисправен, будет ощущаться металлический щелчок.
3. Тест-драйв. На свободном участке дороги остановитесь, затем троньте с места, поверните руль и резко затормозите. Если подшипник неисправен, в районе передних колес появится скрип, хруст или металлический стук, а руль будет постепенно уводить в сторону.
Когда менять опорные подшипники?

Средний срок службы подшипника амортизатора – 40–50 тысяч километров, но при агрессивной езде по плохим дорогам он может выйти из строя раньше.
Я заменил его на 60 000 км, но если бы сделал это раньше, избежал бы неприятных ударов и ухудшения управляемости. Регулярную проверку рекомендуется проводить раз в 15–20 тысяч км пробега – это можно сделать самостоятельно или на СТО с помощью диагностического стенда.
Как продлить срок службы?

Во избежание преждевременного износа не крутите руль на месте, следите за состоянием подвески и используйте качественные запчасти. Оригинальный подшипник опоры передней стойки прослужит дольше, чем дешевый аналог.
60 000 км
5
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем